ОП ЖИВОПИСЬ 8 ЛЕТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Частоозерская детская школа искусств»

«СОГЛАСОВАНО»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ЧДШИ»
Протокол № 10 от 30.08.2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО «ЧДШИ»
______________ Ю.С.Ступина
приказ № 39 от 30.08.2023 г.

Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области изобразительного искусства
«Живопись»,
срок обучения-8 лет

с. Частоозерье
2023 г.

Разработчик: Анохина Ирина Леонидовна, преподаватель МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств»

Рецензент - директор МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» Ступина Юлия Сергеевна_______________
(Ф.И.О, должность)

Рецензент ____________________________________________________________
(Ф.И.О. должность)

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общие положения
3. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
4. Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам обязательной части.
5. Учебный план.
6. График образовательного процесса.
7. Программы учебных предметов
8. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Живопись».
9. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.
10. Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись».
11. Минимальное материально-техническое обеспечение.

3

1. Пояснительная записка
1.1.Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
«Живопись»(далее-программа) создана для обеспечения преемственности данной программы с основными профессиональными
образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного
искусства, а также сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»
разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» и сроку обучения по этой программе 8 лет с дополнительным годом обучения 1 год.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, предназначена для работы с
одарёнными детьми МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств»(далее-ДШИ).
1.2.Основными целями дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Живопись» являются:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
1.3.Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
4

навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению
и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
1.4.Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет,
составляет 8 лет. Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные Образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на
один год. ДШИ имеет право реализовывать программу «Живопись» в сокращенные сроки с учетом ФГТ.
1.5.При приеме на обучение по программе «Живопись» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их
творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к
художественно- исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную
художественную работу.

2. Общие положения
2.1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (далее –
программа «Живопись»).
2.2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись» разработана на основе Федеральных
государственных требований (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства и являются обязательными при ее
реализации детскими школами искусств при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
2.3.Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по следующим
предметным областям (далее - ПО):
ПО.01. «Художественное творчество»;
ПО.02. «История искусств»;
ПО.03. «Пленэрные занятия».
1.4.Используемые сокращения:
ОП - образовательная программа;
ОУ - образовательное учреждение;
УП - учебный предмет;

5

3. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
3.1.Реализация минимума содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись» обеспечивает формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций
учащихся. В результате освоения программы происходит целостное художественно-эстетическое развитие личности (общекультурные
компетенции) и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков (профессиональные компетенции).
Планируемым результатом освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись» является качественное и прочное приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях обязательной части 2:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
- знания классического художественного наследия, художественных школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы,
равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая»;
6

- знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и
соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические
периоды.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

4. Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам обязательной части.
4.1.Результаты освоения программы «Живопись», со сроком обучения-8 лет, по учебным предметам обязательной части должны
отражать:
4.1.1. Основы изобразительной грамоты и рисование:
знание различных видов изобразительного искусства;
знание основных жанров изобразительного искусства;
знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста,
соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии;
умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
4.1.2. Прикладное творчество:
знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
7

знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
4.1.3. Лепка:
знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф»,
«круговой обзор», «композиция»;
знание оборудования и пластических материалов;
умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
умение работать с натуры и по памяти;
умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
навыки конструктивного и пластического способов лепки.
4.1.4. Рисунок:
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
знание законов перспективы;
умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
умение моделировать форму сложных предметов тоном;
умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
навыки передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
4.1.5. Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
8

навыки в использовании основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы.
4.1.6. Композиция станковая:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого
замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции — ритме, линии, силуэте, тональности и тональной
пластике, цвете, контрасте — в композиционных работах;
умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки работы по композиции.
4.1.7. Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических
взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.
4.1.8. История изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
умение выделять основные черты художественного стиля;
умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить
ассоциативные связи с другими видами искусств;
навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
4.1.9. Пленэр:
знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
9

знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Программа «Живопись» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения,
обозначенными в ФГТ.

5. Учебный план программы «Живопись».
5.1.Программа «Живопись» включает в себя учебный план, который являются её неотъемлемой частью:
- учебный план с нормативным сроком освоения 8 лет;
Учебный план, определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ по программе, разработан с учетом
преемственности образовательных программ в области изобразительного искусства среднего профессионального и высшего
профессионального образования, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального
творческого развития
обучающихся. Учебный план программы предусматривает максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся.
Учебный план разработан на основании ФГТ, в соответствии с графиками образовательного процесса ДШИ и сроков обучения по
программе, а также отражают структуру программы, установленную ФГТ, в части:
- наименования предметных областей и разделов;
- форм проведения учебных занятий;
- проведения консультаций;
- итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований.
5.2.Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям,
формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную
нагрузку обучающихся).
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, предусмотренный программой не превышает 26 часов в неделю. Общий
объем аудиторной нагрузки обучающихся (без учета времени, предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие
обучающихся в творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ не превышает 14 часов в неделю.
Учебный план программы «Живопись» содержит следующие предметные области (далее ПО):
- ПО.01. Художественное творчество;
- ПО.02. История искусств;
10

- ПО.03. Пленэрные занятия;
и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
5.3.При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2410 часов,
в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Художественное творчество:
УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисование — 196 часов,
УП.02. Прикладное творчество — 196 часов,
УП.03. Лепка — 196 часов,
УП.04. Рисунок — 495 часов,
УП.05. Живопись— 561 час,
УП.06. Композиция станковая — 363 часа;
ПО.02. История искусств:
УП.01. Беседы об искусстве — 98 часов,
УП.02. История изобразительного искусства — 165 часов;
ПО.03. Пленэрные занятия:
УП.01. Пленэр — 140 часов.
5.4.При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения
к ОП со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2751,5 часа,
в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Художественное творчество:
УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисование — 196 часов,
УП.02. Прикладное творчество — 196 часов,
УП.03. Лепка — 196 часов,
УП.04. Рисунок — 594 часа,
УП.05. Живопись — 660 часов,
УП.06. Композиция станковая — 429 часов;
ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве — 98 часов, УП.02. История изобразительного искусства — 214,5 часа;
ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01. Пленэр — 168 часов.
11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись»,срок обучения-8 лет

Промежуточ
ная аттестация
(по
полугодиям)2)

1745

2007

392

196

196

2,4

294
294

98
98

196
196

ПО.01.УП.04 Рисунок

891

396

495

ПО 01.УП.05 Живопись

957

396

561

2,4,6
2,4,6
7,9…15
8…12,16

11

12

13

Зачеты

8-й класс

3752

Обязательная часть
Художественное
ПО.01.
творчество
Основы изобразительной
ПО.01.УП.01
грамоты и рисование
ПО.01.УП.02 Прикладное творчество
ПО.01.УП.03 Лепка

10

7-й класс

25232951
2523

9

6-й класс

19592387
1959

8

5-й класс

4482 53381)
4482

7

4-й класс

Структура и объем ОП

6

3-й класс

5

2-й класс

4

Экзамены

3

Групповые
занятия

2

1

Распределение по годам обучения

1-й класс

Аудиторн
ые
занятия
(в часах)

Трудоемкост
ь в часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самостоят
ельная
работа

Трудоемкост
ь в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максим
альная
учебная
нагрузка

14

15

Количество недель аудиторных занятий
33
33 33 33
33
33
32
33
Недельная нагрузка в часах

6

2

2

2

2
2

2
2

2
2

8…
-14

3

3

3

3

3

14

3

3

3

4

4
12

ПО.01 УП.06 Композиция станковая
ПО.02.

История искусств

ПО.02.УП.01 Беседы об искусстве
История изобразительного
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.01
Пленэр
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем предметным
областям
В.00.
Вариативная часть
В.01.
Скульптура
В.02.
Цветоведение
История искусства
(музыкального,
В.03.
театрального,
киноискусства)
Основы дизайнВ.04.
проектирования
В.05.
Композиция прикладная
ПО.02.УП.02

7,9…15

924

561

363

477

214

263

147

49

98

2,4,6

330

165

165

8…-14

4229

1959

140
140

8…
-14
1

2270

7

2270

11,5

140
140

1

7

2

2

2

2

3

1

1

1

1

1

9

9

9

10

11

17

17

17

21

22

Х

Х

Х

Х

Х

2

2

2

1

1

1

1

1

7

11,5 11,5

8…-16

2410
4369

1959

2410
34
10

856
528
196

428
264
98

428
264
98

8…-16
2,4,6

132

66

66

14,16

1

1

1

Х
Х
13

В.06.
В.07.

Компьютерная графика
Фотография
Художественное
В.08.
оформление книги
В.09.
Графическая композиция
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации3)
Основы изобразительной
К.04.01.
грамоты и рисование
К.04.02.
Прикладное творчество
К.04.03
Лепка
К.04.04.
Рисунок
К.04.05.
Живопись
Композиция
К.04.06
станковая
К.04.07.
Беседы об искусстве
История
К.04.08.
изобразительного
искусства
А.05.00.
Аттестация
Промежуточная
ПА.05.01.
(экзаменационная)
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
ИА.05.02.01. Композиция станковая

Х
Х
х
х
2838
5225

2387

2838

2838
44

113

-

8

8

8

11

11

11

12

13

13,5

13,
5

13,
5

21

21

21

25

26

10
Годовая нагрузка в часах

113
6

2

2

2

6
6
20
20

2
2

2
2

2
2

40
3

1

1

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

8

8

8

8

8

2

2

2

2

4

1

1

1

1

-

1

12
Годовой объем в неделях
7

1

1

1

2
1

2

14

История изобразительного
искусства
Резерв учебного времени4)

ИА.05.02.02.

1
8

1

1

В общей трудоемкости ОП в ДШИ № 1 используется минимальное количество часов (без учета вариативной части).
В колонках 6 и 7 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр
необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9–12» – и четные и нечетные
полугодия с 9-го по 12-й). Промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 6) проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного
урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ № 1. Оценки по учебным предметам выставляются
по окончании каждой учебной четверти, выставляется годовая оценка.
3)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
4)
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
1)
2)

Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются групповые занятия, численность обучающихся от 11 человек, мелкогрупповые
занятия- от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в
среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания параллельного
освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и
планируется следующим образом:
Прикладное творчество – по 1 часу в неделю;
Лепка – по 1 часу в неделю;
Основы изобразительной грамоты и рисование – по 2 часа в неделю;
Беседы об искусстве по 0,5 часа в неделю;
Рисунок- 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа в неделю;
Живопись - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - 4-6 классы – по 3 часа; 7-8 классы - по 4 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.

15

3.Бюджет времени в неделях:

I

Аудиторные занятия, в том
числе промежуточная
аттестация в виде зачетов и
контрольных уроков
32

II

33

1

1

-

17

52

III

33

1

1

-

17

52

IV

33

1

1

1

16

52

V

33

1

1

1

16

52

VI

33

1

1

1

16

52

VII

33

1

1

1

16

52

VIII

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

263

7

8

4

2

120

404

Классы

Промежуточная
аттестация
(экзаменационная)

Резерв
учебного
времени

Пленэр

1

1

Итоговая
аттестация

Каникулы

Всего

-

18

52

16

6.График образовательного процесса.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства «Живопись»
Срок обучения – 8 лет

1. График образовательного процесса

=

=

=

=

3
4
5
6
7
8

=
=
=
=
=
=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=
=
=
=
=
=
=
=
=

P Э
P
Э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

Э
Э
Э
Э
Э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

III

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

P
P
P
P
P
Р

ИТОГО

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

Аудиторные занятия

Август

31.08.

Июль

06.06.

23-28

30.05-05.06

09-15

Июнь

16-22

02-08

18-24

Май

25.04.-01.05.

11-17

04.04.-10.04.

21-27

Апрель

28.03.-03.04.

7-13

14-20

21-27

=

28.02.-06.03

7-13

14-20

24-30

31.01.-06.02.

17-23

Март

Всего

=
=

Февраль

Каникулы

1
2

10-16

27– 02

Январь

03.01.-09.01.

6-19

20– 26

22-28

Декабрь

29.11.-05.12

15-21

1-7

8-14

18-24

Ноябрь

25.10 – 31.10

11-17

4 – 10

20– 26

Октябрь

27.09 – 03.10

6– 12

13– 19

1–5

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в неделях

33
34

1
1

1
1

-

18
17

52
52

34
34
34
34
34
34
271

1
1
1
1
1
4

1
1
1
1
1
1
5

2
2

17
17
17
17
17
4
124

52
52
52
52
52
40
404

17

Обозначения

Аудиторные
Занятия -

Резерв учебного
времени - Р

Промежуточная
аттестация - Э

Итоговая
Аттестация -

Каникулы -

=

III

7.Программы учебных предметов
7.1. Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью программы «Живопись», разработанной
педагогическим коллективом ДШИ. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету
самостоятельно, в соответствии с учебными планами программы «Живопись» сроками обучения – 8 лет, прошли обсуждение на заседании
педагогического совета ДШИ.
7.2. Программы учебных предметов выполняют следующие функции:
- нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и
методы, средства и условия обучения;
- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня
приобретенных знаний, умений и навыков.
7.3. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат:
- титульный лист
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации
учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и
аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного
предмета, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые
результаты;
- учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов (беседы об искусстве, история изобразительного
искусства);
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения.
- список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета.
18

В программах учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» отражено
обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.
7.4. Перечень программ учебных предметов по предметным областям обязательной части:
ПО.01.Художественное творчество
ПО.01.УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисования. Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и
рисования» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», срок обучении-8 лет.
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» составляет три года, с по 3 классы.
При реализации программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» продолжительность учебных занятий
составляет 33 недели ежегодно.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 3-летнем сроке обучения – 196 часов, консультации - 6 часов, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 196 часов.
ПО.01.УП.02.Прикладное творчество. Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись», срок обучении-8 лет. Срок реализации учебного предмета «Прикладное творчество» составляет три
года, с по 3 классы.
При реализации программы учебного предмета «Прикладное творчество» продолжительность учебных занятий составляет 33 недели
ежегодно.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 3-летнем сроке обучения – 196 часов, консультации - 6 часов, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 196 часов.
ПО.01.УП.03. Лепка. Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», срок обучении-8
лет. Срок реализации учебного предмета «Лепка» составляет три года, с по 3 классы.
При реализации программы учебного предмета «Лепка» продолжительность учебных занятий составляет 33 недели ежегодно.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 3-летнем сроке обучения – 196 часов, консультации - 6 часов, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 196 часов.
ПО.01. УП.04. «Рисунок»
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

19

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является
основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая»
дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и
последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти
задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического
изображения.
Срок реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 5 лет, с 4 по 8 классы.
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий составляет 33 недели ежегодно.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 5-летнем сроке обучения – 495 часов, консультации - 20 часов, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 396 часов.
ПО.01. УП.05. «Живопись»
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в
данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ
присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к
силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного
построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Цель учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по учебному предмету «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности
учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- выполнению живописных работ, в том числе:
- знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знаний разнообразных техник живописи;
- знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
20

- умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыков в использовании основных техник и материалов;
- навыков последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 5 лет, с 4 по 8 классы.
При реализации программы учебного предмета «Живопись» продолжительность учебных занятий составляет 33 недели ежегодно.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 5-летнем сроке обучения – 561 часов, консультации - 20 часов, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 396 часов.
ПО.01. УП.06. «Композиция станковая»
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись».
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты.
Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В
каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны
требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного
построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 5 лет, с 4 по 8 классы.
При реализации программы учебного предмета «Композиция станковая» продолжительность учебных занятий составляет 33 недели
ежегодно.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 5-летнем сроке обучения – 363 часов, консультации - 40 часов, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 561 часов.
ПО.02. История искусств:
ОП.02.УП.01. «Беседы об искусстве»
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований
к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
21

Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей
действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей
формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной
программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований
к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы
следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных
пространств, музеев, практической работой.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программ «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3
года с 1 по 3 классы.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 3-летнем сроке обучения – 98 часов, консультации - 3 часа, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 49 часов.
ПО.02. УП.02. «История изобразительного искусства»
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного
искусства «Живопись».
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира;
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов «Композиция
станковая», «Рисунок» и «Живопись». В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства - целый мир.
У него есть свое пространство и время, свой «пульс» (энергия) – ритм – та сила сплочения, которая обеспечивает живое единство, единство
смысла. Изображать – значит устанавливать отношения, связывать и обобщать. Композиция есть форма существования произведения
искусства как такового – как органического целого, как выразительно-смыслового единства.
Предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление отношения композиции художественного произведения и
зрителя как акта общения, а восприятия его - как деятельность зрителя; на формирование умения использовать полученные теоретические
знания в художественно-творческой деятельности.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «История изобразительного искусства» составляет 5 лет, с 4 по 8 классы.
22

При реализации программы учебного предмета «История изобразительного искусства» продолжительность учебных занятий составляет
33 недели ежегодно.
Обязательная аудиторная нагрузка ученика:
- при 5-летнем сроке обучения – 165 часов, консультации - 12 часов, самостоятельная внеаудиторная нагрузка – 165 часов.
ПО.03. Пленэрные занятия:
ПО.03. УП.01. «Пленэр»
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в
рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков.
Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы
линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами,
продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства
композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность),
а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и
архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса,
пирамиды.
При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить
тоновые и цветовые отношения.
Срок реализации учебного предмета «Пленэр» при реализации программы «Живопись» с нормативными сроками обучения 8 лет
осваивается 5 лет со 4 по 8 классы, нагрузка ученика –140 часов.

8. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись».
Оценка качества реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Живопись» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию
домашних
23

занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут быть использованы контрольные работы, устные опросы (как
индивидуальные, так и фронтальные), письменные работы, тестирование, викторины, просмотры, творческие формы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом
во втором полугодии – по каждому учебному предмету. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности
обучающихся может осуществляться и по окончании четверти. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов. Зачёты и
экзамены могут проходить в виде просмотров творческих работ, выставок, письменных работ и тестов, викторин и устных опросов. Зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам
промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Учреждения. Содержание
промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются Учреждением самостоятельно на основании федеральных
государственных требований. Учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости
обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты
и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств (далее - ФОС) разрабатываются и утверждаются Учреждением самостоятельно. ФОС должны соотноситься с
содержанием программы учебного предмета, в которой отражаются более подробно Фонды оценочных средств должны быть полными и
адекватными отображениями федеральных государственных требований, соответствовать целям и задачам программы «Живопись» и её
учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и
степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства. По
окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету.
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются Учреждением на основании федеральных государственных
требований, положением об итоговой аттестации обучающихся ДШИ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. Порядок и форма проведения итоговой аттестации обучающихся
представлена в Приказе Министерства культуры РФ № 86 г. Москва «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой
24

аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств» по
предметам:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной
интервал между Выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ДШИ самостоятельно. В ДШИ должны быть разработаны критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с настоящими ФГТ. Критерии оценок отражаются в рабочей программе на учебный предмет.
Оценка «отлично» ставится при прекрасном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях,
по всем учебным предметам.
Оценка «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков во всех
предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом, но достаточно удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний,
умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся отказывается отвечать на вопросы, или дает неудовлетворительный ответ,
показывающий незнание материала, демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных
областях, по всем учебным предметам.
Итоговая аттестация учащихся дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Живопись» представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации. При
прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
- знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;
- знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
- знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
- умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;
- навыки последовательного осуществления работы по композиции;
- наличие кругозора в области изобразительного искусства.
Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах:
5 (отлично),
4 (хорошо),
3 (удовлетворительно),
25

2 (неудовлетворительно).
ПО.01. Художественное творчество
Оценка 5 «отлично»
знание теоретического материала на уровне требований программы;
владение специальной терминологией;
знание свойств материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;
грамотную компоновку изображения в листе;
грамотную передачу локального цвета;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение работы;
построение сложных цветовых гармоний;
свободное владение передачей цветовых и тональных отношений между предметами;
свободное владение передачей объема предметов, передачей материальности различных предметов, плановости световоздушной
среды;
умелое использование приемов работы акварелью и гуашью, владение живописными техниками, графическим материалом;
умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в работе;
Оценка 4 «хорошо»
знание теоретического материала на уровне требований программы;
владение специальной терминологией;
некоторую неточность в компоновке;
небольшие недочеты в конструктивном построении;
небольшие недочеты в передаче цветовых и тональных отношений между предметами;
обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя.
Оценка 3 «удовлетворительно»
неполные знания теоретического материала;
неуверенное владение терминологией изобразительного искусства;
ошибки в компоновке изображения в листе;
недочеты в передаче цветовых и тональных отношений между предметами;
однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
26

-

неграмотную компоновку изображения в листе;
грубые нарушения в передаче цветовых и тональных отношений;
неумение самостоятельно вести живописную работу;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе.
невладение живописными техниками;
грубые недочеты в конструктивном построении;
нарушения в передаче тональных отношений.

ПО.02. История искусств
Оценка «5» («отлично»):
- знание основных отличительных особенностей изобразительного искусства различных исторических эпох, стилей, направлений на уровне
требований программы.
- знание имён выдающихся представителей и творческого наследия изобразительного искусства различных исторических эпох.
- умение анализировать произведения изобразительного искусства с учётом времени его создания, стилистических особенностей,
содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств.
Оценка «4» («хорошо»)
- знание основных отличительных особенностей изобразительного искусства различных исторических эпох, стилей, направлений на уровне
требований программы;
- знание имён выдающихся представителей и творческого наследия изобразительного искусства различных исторических эпох;
- недостаточное умение анализировать произведения изобразительного искусства, художественные средства.
Оценка «3» («удовлетворительно»)
- неполные знания основных отличительных особенностей изобразительного искусства различных исторических эпох, стилей, направлений на
уровне требований программы;
- неуверенные знания имён выдающихся представителей и творческого наследия изобразительного искусства различных исторических эпох;
- слабое умение анализировать произведения изобразительного искусства, художественные средства.
Оценка «2» («неудовлетворительно»)
- незнание основных отличительных особенностей изобразительного искусства различных исторических эпох, стилей, направлений на уровне
требований программы;
- незнание имён выдающихся представителей и творческого наследия изобразительного искусства различных исторических эпох;
- неумение анализировать произведения изобразительного искусства и художественные средства.
ПО.03. Пленэрные занятия.
27

Оценка 5 «отлично»
грамотную компоновку в листе;
точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с цветом);
соблюдение правильной последовательности ведения работы;
свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;
свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды;
грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;
грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник;
цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.
Оценка 4 («хорошо»)
небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них;
незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
недостаточная моделировка объемной формы;
незначительные ошибки в передаче пространственных планов.
Оценка 3 («удовлетворительно»)
существенные ошибки, допущенные при компоновке;
грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
грубые ошибки в тональных отношениях;
серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности;
неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
грубые ошибки, допущенные при компоновке;
искажение пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
грубые ошибки в тональных отношениях;
серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
неумение самостоятельно вести работу;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в работе.

28

9. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись» осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий. Программа творческой
деятельности учащихся включает в себя:
- участие в конкурсах, выставках различного уровня (школьного, районного, муниципального, регионального, всероссийского и
международного).
Организация методической деятельности учащихся направлена на формирование навыков работы с научно-методической литературой,
эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая деятельность также включает в себя написание рецензий на
посещение культурного (творческого) мероприятия, просмотра, выставки, мастер- класса. Кроме этого, в программу методической
деятельности входит участие учащихся в семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях, в различных формах (в качестве докладчика или
в составе творческого коллектива, в качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через участие в фестивалях, олимпиадах, выставках, мастерклассах и творческих вечерах, через посещения учащимися учреждений культуры (выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а
также организацию культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими художественными школами и образовательными
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства и другими социальными партнерами.

10. Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области изобразительного искусства «Живопись».
10.1. Требования к условиям реализации программы «Живопись» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Живопись» с целью достижения планируемых результатов
освоения данной ОП.
10.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей
(законных представителей) и всего общества, духовно- нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления
личности ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей,
мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и
др.);
29


организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе
по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся;

построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;

эффективного управления школой.
10.3. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели, со второго по восьмой классы - 33 недели (с учетом пленэрных занятий).
10.4.В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8
лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Летние каникулы устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет
с первого по третий классы — 13 недель,
с четвертого по седьмой классы — 12 недель.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 9 лет
в восьмом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
10.5. ДШИ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут
проводиться в течение всего года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
10.6. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
10.7. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Живопись» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
10.8. Программа «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
10.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности ДШИ.

30

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому
учебному предмету.
10.10. Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме:
- 113 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 131 час с дополнительным годом обучения
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
10.11. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся и осуществляется в соответствии с «Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств» и «Положением
об итоговой аттестации обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области
искусств».
Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись»
проводится в форме выпускных экзаменов по следующим учебным предметам:
1)
Композиция станковая;
2)
История изобразительного искусства.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
- знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;
- знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
- умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;
- навыки последовательного осуществления работы по композиции;
- наличие кругозора в области изобразительного искусства.
10.12. Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и
видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного плана.
Библиотечный фонд Школы укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и
учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными
31

хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Живопись". Основной учебной литературой по учебным
предметам предметной области "История искусств" обеспечивается каждый обучающийся.
10.13. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические
издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Реализация программы "Живопись" обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей
профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32 - 33 недели - реализация аудиторных занятий, 4
недели пленэрных занятий, 2 - 3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников
должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных
профессиональных ОП.
Педагогические работники ДШИ проходят не реже чем один раз в три года профессиональную переподготовку или повышение
квалификации. Педагогические работники ДШИ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ДШИ создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области изобразительного искусства, в том числе и
профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической
работы, получения консультаций по вопросам реализации программы "Живопись", использования передовых педагогических технологий.

11. Минимальное материально-техническое обеспечение.
11.1. Материально-технические условия реализации программы "Живопись" обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы "Живопись" минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
- выставочный зал,
- библиотеку,
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий,
- натюрмортный фонд и методический фонд.
32

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Беседы об искусстве", "История изобразительного искусства",
оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными
пособиями.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».