Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Частоозерская детская школа искусств» «СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом МБУ ДО «ЧДШИ» Протокол № 10 от 30.08.2023 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО «ЧДШИ» ______________ Ю.С.Ступина приказ № 39 от 30.08.2023 г. Рабочая программа по учебному предмету «Ансамбль» Предметная область «Музыкальное исполнительство» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» с. Частоозерье 2023 год. 1 Разработчик: Безгодов Сергей Анатольевич - преподаватель МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» Рецензент ________ директор МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» Ступина Юлия Сергеевна (Ф.И.О, должность) Рецензент ____________________________________________________________ (Ф.И.О, должность) 2 Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебной нагрузки и ее распределение - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета II. Сведения о затратах учебного времени; III. Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Рекомендуемая нотная литература VII. Примерный репертуарный список - Произведения для духового оркестра; VIII. Рекомендуемая методическая литература 3 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль»( далее-программа) разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и является частью предметной области «Инструментальное исполнительство». Учебный предмет «Ансамбль», как обязательный учебный предмет, должен проводиться на отделениях: «Фортепиано», «Народные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты». Настоящая программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» (далее-ДШИ), выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства. Коллективное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. На уроках ансамбля ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с занятиями по другим учебным предметам способствует расширению их музыкального кругозора. Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса во всех предметных областях, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся. Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения обучающихся ДШИ. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры. 4 Занимаясь ансамблем, педагог использует и развивает базовые навыки, которые ученик получает на занятиях в классе специальности. Учебная программа по ансамблю, ориентирована на выявление одаренных детей, которые в процессе обучения могут проявить способности, позволяющие им продолжить музыкальное образование на профессиональном уровне. В то же время, работа по этой программе не требует «специальных условий для особых детей», а предполагает массовое обучение юных музыкантов мастерству ансамблевой игры. 2. Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся Срок освоения образовательной программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в ансамбле привлекаются обучающиеся 2-5 классов, срок обучения 4 года. Срок освоения программы «Ансамбль» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области театрального искусства, увеличен на один год. Срок освоения образовательной программы «Духовые и ударные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте 6,6 лет до 9 лет составляет 8 лет. По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в ансамбле привлекаются обучающиеся 4-8 классов, срок обучения 5 лет. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области инструментального исполнительства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Недельная нагрузка по предмету «Ансамбль» 2-5 класс – 1 час в неделю(срок обучения5 лет), 4-8 класс-1 час в неделю(срок обучения-8 лет) в соответствии с учебным планом МБУ ДО «Частоозерская школа искусств». 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 2 до 15 человек). Продолжительность урока - 40 минут. 5 5. Цели и задачи учебного предмета Основная направленность программы «Ансамбль» - воспитание профессионализма, творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся. Цель программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта. Главное, чтобы ученики почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства. В классе ансамбля можно решить задачи технического развития учащихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора. К задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров. Среди задач художественно-эмоционального развития - необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности. Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре. Ансамблевое мелодического и исполнительство гармонического должно слуха способствовать учащихся и активному активизировать развитию творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка. При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. 6 Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - наглядный (наблюдение, демонстрация); - практический (упражнения воспроизводящие и творческие). 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально - техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории предназначенные для реализации учебного предмета «Ансамбль» просторные, хорошо проветриваемые учебные помещения. - класс для индивидуальных и групповых занятий; - зал для концертных выступлений; - оборудование учебного кабинета: Комплекты духовых и ударных инструментов; - технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей; - у педагога в классе должны быть методические пособия и музыкальный словарь; II. Содержание учебного предмета Класс 2-5 классы 4-8 классы Максимальная учебная нагрузка (в часах) 264 330 Количество часов на аудиторные занятия 132 165 Количество часов на внеаудиторные занятия 132 165 Консультации 2 2 7 Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие учащихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательной организации и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов (только из саксофонов, труб), так и из различных групп инструментов, куда могут входить саксофоны, трубы и т.д. Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться. В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: - сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; - навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Годовые требования по классам В течение года ученик должен пройти от трёх до пяти произведений различных стилей и жанров. Произведения, изучаемые в классе ансамбля, должны быть зафиксированы в индивидуальном плане учащегося. Первый год обучения (1 час в неделю) В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы: Середина декабря - прослушивание - 1 пьеса, 8 Начало апреля - зачет - 1 пьеса. Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения Пьесы для ансамбля духовых инструментов: 1.Белорусская народная песня «Перепёлочка» обработка Б.Маркина 2.Гладков Г. «Я на солнышке лежу» 3.Красильников И. «Надо знать» 4.Мусоргский М. «Вечерняя песня» 5.Плейель И. Адажио (G-dur) 6.Плейель И. Анданте (C-dur) 7.Плейель И. Дуэт (C-dur) 8.Плейель И. Менуэт (C-dur) 9.Плейель И. Романс (G-dur) 10.Плейель И. Сицилиана (e-moll) 11.Русская народная песня «Липа вековая» 12.Бах И.С. Менуэт 13.Гершвин Д. Summertime 14.Гершвин Д. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» 15.Космачёв И. «Песенка чучела» 16.Легран М. «Шербургские зонтики» 17.Моцарт В.А. Колыбельная. 18.Неаполитанская песня «Santa Lucia» 19.Островский А. «Спят усталые игрушки» 20.Плейель И. Аллегро (C-dur) 21.Плейель И. Андантино (A-dur) 22.Плейель И. Менуэт (A-dur) Второй год обучения (1 час в неделю) В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы: Середина декабря - прослушивание - 1 пьеса, Начало апреля - зачет - 1 пьеса. Пьесы ансамбля духовых инструментов: 1.Берлин И. «Белое Рождество» 9 2.Бонончини Г. Жига из сюиты №7 e-moll 3.Бонончини Г. Рондо 4.Бонончини Г. Сарабанда из сюиты №5 F-dur 5.Витали Г. Партита №3 C-dur, 2 часть 6.Витали Г. Партита №6 D-dur, 4 часть 7.Витали Г. Партита №8 e-moll, 2 часть 8.Вольфензон С. «В форме канона» 9.Гаврилин В. Военная песня 10.Гендель Г. Гавот 11.Джоплин С. Регтайм «Артист эстрады» 12.Кандер Дж. «Cabaret» 13.Крылатов Е. «Крылатые качели» 14.Легран М. «Лето знает» 15.Плейель И. Аллегро (G-dur) 16.Плейель И. Рондо (G-dur) 17.Хачатурян А. Скакалка 18.Черненко А. «Моцарт и немного джаза» 19.Шнитке А. Постлюдия 20.Шуман Р. Домик у моря. Колыбельная Третий год обучения (1 час в неделю) В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы: Середина декабря - прослушивание - 1 пьеса, Начало апреля - зачет - 1 пьеса. Пьесы для ансамбля духовых инструментов: 1.Косма Ж. «Опавшие листья» 2.Красильников И. «С мечтой о Рио» 3.Красильников И. Меланхолический фокстрот 4.Леви Н. Тарантелла 5.Лист Ф. Ноктюрн №3 «Грёзы любви» (переложение А.Черненко) 6.Мандэл Дж. The shadow of your smile (переложениеВ. Русина) 7.Пейроннин Ж. Аккордеон-самба 10 8.Раков Н. Скерцино 9.Ребиков В. Вальс из оперы «Ёлка» 10.Черчилль Ф. «Мечтательный вальс Белоснежки» 11.Соловьёв-Седой В. «Вечер на Рейде» (переложение Н. Цыпкуса) 12.Старинный русский романс «Я встретил вас» 13. Блантер М. «Джон Грей» 14. Мартини Д. Гавот 15. Сантеччиа Г. «Chorinhominho» 16. Аллесандрини П. «Bluesfor Brass» 17. Бизе Ж. «Carmen Smuggler s March» 18. Александер А. «Большой квартет» 19. Ратманн Ж. «Echoesinthe Sand» Четвертый год обучения (1 час в неделю) В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы: Середина декабря - прослушивание - 1 пьеса, Начало апреля - зачет - 1 пьеса. Пьесы для ансамбля духовых инструментов: 1.WilliamsС, Monk T. Round midnight 2.Бабаджанян А. Ноктюрн 3.Бах И.С. Ария из Сюиты №3, аранжировка для ансамбля духовых инструментов 4.Браславский Д. Кумпарсита (переложение для ансамбля духовых инструментов) 5.Винокуров А.Вариации на тему русской народной песни "Вдоль по улице метелица метёт", для духового ансамбля 6.Гендель Г. Аллеманда (переложение для дуэта духовых инструментов) 7.Гриффин Ш. «Концентрический танец» для ансамбля духовых инструментов 8.Гусев В. «Четыре акварели для деревянных духовых инструментов» 9.Дассен Д. «Если б не было тебя» 10.Джонс К. «Шоу Босса-нова» 11.Дунаевский И. «Школьный вальс» 12.Жулmев А. «Экспресс-буги», джазовая пьеса для ансамбля саксофонов 13.Моцарт В. Дивертисменты и Серенады для духовых инструментов 11 14.Новиков А. «Смуглянка» из к/ф «В бой идут одни старики» 15.Пахмутова А. «Надежда» 16.Поппури из музыки ансамбля «Beatles» 17.Россини Д. Марш из Увертюры к опере «Вильгельм Телль» 18.Чугунов Ю. «Мечты» (Баллада) 19.Чугунов Ю. «Грёзы» из цикла «Сюита настроений» Пятый год обучения (1 час в неделю) В течение года ученики должны сыграть 5 пьес: Середина декабря - прослушивание - 1 пьеса, Начало апреля - зачет - 1 пьеса. Пьесы для ансамбля духовых инструментов: 1. Бах И. Фуга. Для ансамбля медных инструментов 2. Хенди У. «Сент-Луи Блюз». Марш. Для квинтета медных инструментов 3. Свиридов Г. «Старинный танец». Для ансамбля кларнетов 4.Кабалевский Д. «Мечты». Для ансамбля кларнетов 5.РатманнЖ. «Echoesin the Sand». Для 3-х флейт 6. Окелли С. «The Melting Clocks». Для 4-х саксофонов 7. Марто Ф. «Slow motion». Для 5-ти саксофонов 8. Вэйн Н. «Little Tango». Для 3-х саксофонов 9. Малиновский С. «Canonic Suite» . Для 2-х саксофонов 10.Рахманинов С. «Итальянская полька». Для двух саксофонов, трубы и фортепиано 11. Баркер Дж. Dancing Partners дуэт для 2-х флейт 12. Биллам П. (2005) Три дуэта для 2-х флейт 13. Бах И. Маленькая прелюдия. Для кларнета и саксофона 14. Григ Э. «Странник». Для двух гобоев, кларнета и саксофона 15.Чайковский П. «Танец лебедей». Для флейты, гобоя, кларнета и саксофона. Из балета «Лебединое озеро» 16. Григ Э. «Элегия». Для флейты, гобоя, кларнета и саксофона 17. ОбесоТ. «Ten Or Sax». Для 2-х саксофонов 18. Моцарт В. «Романс». Для 2-х саксофонов 19.Спадчына (Наследие). Из репертуара ВИА «Песняры». Для квартета медных инструментов 12 20. Щедрин Р. Фуга ля минор. Для квинтета медных инструментов 21. Рубинштейн А. Хор «Ноченька». Из оперы «Демон». Для квартета медных инструментов III. Требования к уровню подготовки учащихся В процессе реализации программы «Ансамбль» перед учащимися возникает комплекс учебных и творческих задач: - приобретение навыков ансамблевого исполнительства; - знание ансамблевого репертуара: основных направлений камерно-ансамблевой музыки эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века, произведения для ансамблей современных русских и зарубежных композиторов, а так же, популярной музыки; - приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения; - приобретение практики концертных и конкурсных выступлений; –приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; - ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию гармонического и мелодического слуха; - активизация творческого потенциала ученика, создание условий для профессиональной ориентации подрастающего поколения; - направленность обучения не только на подготовку профориентированных учащихся, нацеленных на получение профессии музыканта, но и на развитие природных музыкальноисполнительских способностей всех детей, обучающихся в школе; - расширение кругозора ребенка в различных видах искусства; - приобретение навыков исполнительского поведения на сцене. Ожидаемые результаты освоения программы К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при 13 исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания. У ученика должны развиться такие навыки, как: - «чувство партнёрства»; - умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений; - навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий; - умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани. Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. В процессе обучения предполагается получить следующие результаты: - знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; - знание музыкальной терминологии; - умение грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле; - умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; - приобретение навыков публичных выступлений; - знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для ансамблевой музыки, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, - знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века; - приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. - знание основного сольного, ансамблевого и (или) оркестрового репертуара (произведений для струнного ансамбля, камерного оркестра, малого симфонического оркестра, солиста в сопровождении струнного ансамбля и камерного оркестра); 14 – умение исполнять музыкальные произведения в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями; – знание художественно-исполнительских возможностей музыкальных инструментов – приобретение навыков слухового контроля, - усиление позиций и расширение воспитательной роли хорового искусства - стремление через хоровое и ансамблевое пение охватить этим видом музыкального искусства широкие слои общества – знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных вокальных ансамблей) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству; – знание основных направлений ансамблевой музыки; - стремление к активизации творческого потенциала личности, к созданию условий для профессиональной ориентации подрастающего поколения. IV. Формы и методы контроля, система оценок Текущий контроль осуществляется по ходу занятия с выставлением оценки за подготовку к уроку. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета, который проводится в конце учебного года. Для исполнения на зачете по ансамблю педагог должен подготовить с учеником 1-2 произведения один раз в учебном году. Исполнение произведений возможно по нотам. Итоги успеваемости оцениваются по четвертям, и выставляется итоговая годовая оценка. На эту оценку влияют выступления в ансамбле на концертах и достигнутые результаты – благодарности, сертификаты, грамоты, дипломы и т.д. Оценка успеваемости складывается из выступлений на зачете и концертах. Итогом проделанной работы и оценкой работы учащихся могут быть выступления на школьном концерте или конкурсе, выездных конкурсах зональных, областных, республиканских, международных конкурсах Участие в городских и областных отборочных прослушиваниях и конкурсах приравнивается к выступлению на зачете. 15 Критерии выставления оценок по ансамблю: «Отлично»: - на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию - каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры. - умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля - решение тембровых и регистровых задач - выступление яркое и осознанное. «Хорошо»: - достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения. - решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий) - убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений. «Удовлетворительно»: - однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой игры, вялая динамика «Неудовлетворительно»: - слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности. V. Методическое обеспечение учебного процесса Для успешной реализации программы учебного предмета «Ансамбль» необходимы следующие условия: - правильная организация учебного процесса; - принцип постепенного и последовательного изучения педагогического репертуара; - применение различных подходов к учащимся с учетом их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки; - создание творческой атмосферы, доверительных отношений между педагогом и учеником. Учащиеся должны иметь доступ к нотным материалам и книгам библиотеки, а также к фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей. 16 Одна из главных методических задач преподавателя состоит в том чтобы научить ученика работать самостоятельно, регулярно и систематически. Педагогический коллектив должен состоять из квалифицированных со средним профессиональным и высшим образованием, которые специалистов постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство. При составлении индивидуальных планов учащихся наряду с произведениями крупной формы, полифоническими произведениями, пьесами и этюдами педагог должен включить в репертуар каждого ученика ансамблевые произведения. К подбору ансамблей следует отнестись очень серьезно, четко представляя себе, для чего даётся тот или иной ансамбль: для вырабатывания определенных навыков ансамблевой игры, для ознакомления с симфонической, оперной, народной музыкой, для подготовки учащихся к концертным выступлениям. В планы следует включать разнохарактерные произведения русской, советской, зарубежной классики, а также рекомендуется использовать народную и популярную музыку. Необходимо чередовать различные ансамблевые пьесы, чтобы ученик проходил курс ансамбля в полном его объеме и разнообразии. При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности произведений не должна превышать технического уровня пьес, исполняемых в классе по специальности, т.к. у ученика появляется много новых задач, связанных с совместным исполнением. В работе над репертуаром педагог может добиться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения на зачетах, концертах для родителей и учащихся, другие – для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Примерные репертуарные списки по ансамблю составляются на каждом отделении и фиксируются в программах по учебному предмету «Ансамбль». Рекомендации по организации самостоятельной работы Объем времени на самостоятельную работу учащегося определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. На выполнение домашнего задания по предмету «Ансамбль» отводится 1час в неделю. Важно эффективно использовать время, отведенное для самостоятельной работы, не терять его. При самостоятельных занятиях необходимо грамотно работать над музыкальным произведением: определить и выучить трудные места, поработать над 17 звуком, штрихами, интонацией, фразировкой. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. 18 VI. Список нотной и методической литературы 1.И. Пушечников «Школа ансамблевого музицирования для блокфлейты сопрано» (дуэты). Ч. 1. – «Композитор – Санкт-Петербург», 2007 2. И. Пушечников «Школа ансамблевого музицирования для блокфлейты сопрано» (трио). Ч. 2. – «Композитор – Санкт-Петербург», 2007 3. И. Пушечников «Школа ансамблевого музицирования для блокфлейты сопрано» (квартеты). Ч. 1. – «Композитор – Санкт-Петербург», 2007 4. Б. К. Караев «Пьесы для ансамблей деревянных духовых инструментов». «Композитор – Санкт-Петербург» 2000 5.А. И. Лобанов «Пьесы для ансамблей духовых инструментов» (выпуск 3). – «Композитор – Санкт-Петербург», 1998 6. А. И. Лобанов, В. Г. Ефимов «Пьесы для ансамблей духовых инструментов» (выпуск 2). – «Композитор – Санкт-Петербург», 1997 7. И. Цветков «Концерт бродячих музыкантов». - «Композитор – Санкт-Петербург», 2001 8. Ю. Фалик «RETRO MUSIC» (для брасс-квинтета). - «Композитор – Санкт-Петербург», 2004 9. М. Шапошникова «Хрестоматия для саксофона альта» (пьесы, ансамбли (4-5 год обучения)). – М. Музыка, 2005 10. М. Шапошникова «Хрестоматия для саксофона альта» (пьесы, ансамбли (1-3 год обучения)). – М. Музыка, 2005 11. Ю. Должиков «Нотная папка флейтиста №1» (ансамбли). – ДЕКА-ВС. Москва, 2004 12. В. Воронина «Нотная папка кларнетиста №1» (ансамбли). – ДЕКА-ВС Москва, 2006 13. Л. Чумов «Нотная папка трубача №1» (ансамбли). - ДЕКА-ВС Москва, 2005 Список методической литературы 1. Апатский, В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки // Исполнительство на духовых инструментах. История и методика / В.Н. Апатский. - Киев, 1986. - С.24-39. 2. Апатский, В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика / / Методика обучения игре на духовых инструментах. - Вып. 4 / В.Н. Апатский. - Москва, 1976. С.11-31. 3. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете : флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот // Вопросы музыкальной педагогики. - вып. 10 / В. Березин. - Москва, 1991. 4. Волков. Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика // Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования : материалы науч.-практ. конф. / Н.В. Волков. - Москва, 1997. С 45-47. 5. Волков, Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика // Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе / Н.В. Волков. - Волгоград, 6-8 апреля 2000. - С. 140-142. 6. Володин, А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. - вып. 1 / А. Володина. - Москва, 1970. - С. 11-38. 19 7. Володин, А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах : сб. тр. / А. Володин. Ленинград, 1987. С.96. 8. Диков, Б. О дыхании при игре на духовых инструментах / Б. Диков. - Москва,1956. 9. Евтихиев, П.Н., Карцева, Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: сб. трудов / П.Н. Евтихиев, Г.А. Карцева. - Тамбов, 1994. - С.43-54. 10. Зис, А.Я. Исполнительство на духовых инструментах : история и методика / А.Я. Зис. Киев, 1986. 11. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики : сб. трудов. - вып. 45. - Москва, 1979. 12. Комплексный подход к проблемам музыкального образования : сб. трудов. - Москва, 1986. 13. Логинова, Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя : Теоретические проблемы / Л.Н. Логинова. - Москва, 1998. 14. Маркова, Е.Н. Интонационность музыкального искусства / Е.Н. Маркова. - Киев, 1990. 15. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах.- Москва, 1988. 16. Мозговенко, И.П. Гаммы как основа исполнительского мастерства кларнетиста // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики : сб. трудов. - вып. 45 / И.П. Мозговенко. - Москва, 1979. С 101-119 17. Работа над чистотой строя на духовых инструментах // метод. рекомендации. - Минск, 1982. 18. Рагс, Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами // Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского / Ю. Рагс : вып.1. - Москва, 1960. - С. 338-355. 19. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах : метод. рекомендации.- Минск, 1982. 20. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах // сб. трудов: вып. 103. - Москва, 1990. 21. Теория и практика игры на духовых инструментах // сб. статей. - Киев, 1989. 22. Усов, Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю.А. Усов. - Москва, 1986. 23. Федотов, А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах / А.А. Федотов. Москва, 1975. 24. Федотов, А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом: сб. статей - вып. 4 / А.А. Федотов. - Москва, С.86-109. 25. Усов Ю. А. Методика обучения игре на духовых инструментах. (Выпуск 3) / М.: Музыка, 1971 26. Усов Ю. А. Методика обучения игре на духовых инструментах. (Выпуск 4) / М.: Музыка, 1976 27. Черных. А. Советское духовое инструментальное искусство.-М.,1989 28. Диков Б. А. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах: Сб. статей. - м., 1976. - Вып. 4. - С. 71-85. 29. Усов Ю. Сто секретов трубача. - М.: Музыка, 2005; 20 30. Усов Ю. Научно-теоретические основы постановки при игре на медных духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей. Вып. 10/Сост. Ю. Усов. — М.: Музыка, 1991. 31. Усов Ю. Ежедневные упражнения трубача // Методика обучения игре на духовых инструментах: Очерки. Вып. 3. М.: Музыка, 1971. 32. Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика. – М.: Музыка, 2007. 33. Докшицер Т. Путь к творчеству. – М.: ИД «Муравей», 1999. 34. Диков Б. А. О работе над гаммами и арпеджио при игре на духовых инструментах. - М.: Институт военных дирижеров. 21 22