Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Частоозерская детская школа искусств» «СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом МБУ ДО «ЧДШИ» Протокол № 10 от 30.08.2023 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО «ЧДШИ» ______________ Ю.С.Ступина приказ № 39 от 30.08.2023 г. Рабочая программа по учебному предмету «Оркестровый класс» Предметная область «Музыкальное исполнительство» срок обучения –4 года Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» с. Частоозерье 2023 год. 1 Разработчик: Безгодов Сергей Анатольевич - преподаватель МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» Рецензент - директор МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» Ступина Юлия Сергеевна (Ф.И.О, должность) Рецензент ____________________________________________________________ (Ф.И.О, должность) Программа составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства – Духовые и ударные инструменты (Утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №165,). 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; 2. Срок реализации учебного предмета; 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий; 5. Цель и задачи учебного предмета; 6. Обоснование структуры программы учебного предмета; 7. Методы обучения; 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. II. 1. 2. Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени; Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки обучающихся 1. Минимум содержания программы. 2. Результаты освоения программы учебного предмета УП «Оркестровый класс» (вариативная часть), с учётом ФГТ. IV. 1. 2. 3. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание; Критерии оценки; Контрольные требования на разных этапах обучения. V. 1. 2. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам; Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. VI. 1. 2. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы Методическая литература. Учебная литература. 3 1. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Оркестровый класс – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в детской школе искусств(далее-ДШИ) различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании. Создание оркестрового коллектива является первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента ДШИ, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материальнотехнических и других условий реализации предпрофессиональных программ. В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных духовых и ударных инструментах. Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе. 2. Сроки реализации учебного предмета По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 2-5 классов. По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов. 3. Объем учебной нагрузки и ее распределение, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Оркестровый класс»: Класс Максимальная учебная нагрузка (в часах) Количество часов на аудиторные занятия 2-5 классы 396 264 Количество часов на внеаудиторные занятия Консультации 132 36 Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» 1 часа в неделю, в соответствии с учебным планом школы искусств. ДШИ определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на сводные занятия оркестра учебные планы предусматривают дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ на консультации). Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к концертам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. 4 5. Цель и задачи учебного предмета «Оркестровый класс» Цель предмета «Оркестровый класс» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем: • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Программа направлена на решение следующих задач: • применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенные в специальном классе; • понимание музыкального произведения – его основной темы, подголосков, вариаций и т. д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами; • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в оркестре; • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для оркестрового музицирования; • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с репертуаром оркестра духовых и ударных инструментов; • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в оркестре), артистизма и музыкальности; • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере оркестрового музицирования; • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса участника оркестра. Учебный предмет «Оркестровый класс» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства «Духовые и ударные инструменты». Предмет «Оркестровый класс» расширяет границы творческого общения учащихся, привлекая к сотрудничеству исполнителей на различных инструментах. Обучение игре в оркестре способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические знания и навыки, необходимые для участия в профессиональных коллективах и непрофессиональных творческих музыкальных коллективах. Занятия в оркестре – накопление опыта коллективного музицирования. 6. • • • • Методы обучения Выбор методов обучения по предмету «Оркестровый класс» зависит от: возраста учащихся; их индивидуальных способностей; от состава оркестра; от количества участников оркестра. Для достижения поставленнойцели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала); • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа, знакомство с дирижерским жестом); 5 • объяснительно-иллюстративный (педагог играет оркестровые партии и попутно объясняет); • репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приемов по образцу преподавателя); • частично-поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи); • демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей выдающихся оркестровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.) Предложенные методы работы с оркестром духовых и ударных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях оркестрового исполнительства. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации образовательной программы необходимо наличие в кабинете «Оркестровый класс» необходимых принадлежностей: • Достаточное количество оркестровых духовых и ударных инструментов. Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, нотной и методической литературы. В школе имеется концертный зал. 2. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Оркестровый класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Срок обучения – 5 лет • Аудиторные занятия: со 2 по 6 класс – 2 часа в неделю. • Самостоятельные занятия: со 2 по 5 класс – 0,5 часа в неделю, 6 класс – 0,5 часа в неделю. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: • выполнение домашнего задания; • подготовка к концертным выступлениям; • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. Основные репертуарные принципы В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм, переложения классической музыки для оркестра духовых и ударных инструментов. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе. 2. 6 Подбор необходимого, интересного нотного материала, соответствующего уровню подготовки оркестра, является одним из важных факторов его успешной работы. Учитывая наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого оркестранта. Завышение репертуара ведет к загрузке учащихся утомительной и неинтересной работой, что значительно снижает их интерес к занятиям. В течение учебного года в оркестровом классе необходимо выучить 4-6 произведений. На занятиях оркестра большое внимание следует уделять развитию у учащихся навыков чтения нот с листа. В целях постепенного и планомерного развития этого навыка рекомендуется начинать работу с легких произведений, с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком. При чтении нот с листа необходимо выполнять элементарные требования данной партитуры, чтобы получить правильное представление о содержании и форме исполняемого произведения. Важно помнить, что количество проработанных произведений, их разнообразие по жанру, форме, фактуре и характеру имеет большое значение не только в расширении музыкального кругозора обучающихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа. 3. Требования по годам обучения В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в досуговых учреждениях, домах детского творчества и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно- массовых мероприятиях. В конце учебного года проводятся контрольные уроки в форме отчётных концертов, итоговый зачёт по окончании освоения предмета. В оркестровой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как: • сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества – оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; • навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Годовые требования Срок обучения – 5 лет Второй класс (1 час в неделю) Освоение первоначальных игровых навыков на основных инструментах оркестра. Развитие навыков коллективной игры, навыков самостоятельного разбора оркестровых партий. Формирование умения исполнять свою партию, следуя замыслу автора и требованиям руководителя оркестра. Овладение знаниями профессиональной терминологии, необходимой на данном этапе. Знакомство с дирижерским жестом, овладение навыком начинать и заканчивать игру по дирижерскому жесту. В течение года коллектив должен сыграть 4 пьесы: Середина декабря – контрольный урок –2 пьесы. Конец второго полугодия – контрольный урок – 2 пьесы. 7 Примерный репертуарный список: Пьесы для оркестра духовых и ударных инструментов: 1. Пономаренко Г. Ивушка. Инстр. А.Гаценко. 2. Чайковский П. Игра в лошадки из Детского альбома. Инстр. А.Суркова. 3. Две рождественские песни. Обр. С. Лихачева 4. Ж. Рамо «Тамбурин» 5. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского Третий класс (2 часа в неделю) Дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальных инструментов, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры. Формирование умения разучивать партии в группах однородных инструментов и самостоятельно; умения слышать подголоски, партии солиста и аккомпанемента, навыков понимания дирижерского жеста. Выработка устойчивой ритмичности в умеренных темпах. Развитие навыков оркестрового исполнительства и артистичности. Знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов, с лучшими исполнителями и оркестровыми коллективами, прослушивание их игры в записях. В течение года коллектив должен сыграть 4 пьесы: Середина декабря – контрольный урок –2 пьесы. Конец второго полугодия – контрольный урок – 2 пьесы. Примерный репертуарный список: Пьесы для оркестра духовых и ударных инструментов: 1. С. Рахманинов Итальянская полька 2. Э. Григ Элегия 3. В. Шаинский «Веселая фуга» 4. А. Моцарт Менуэт 5. Дж. Леннон – П. Моккартни «Вчера» Четвертый класс (2 часа в неделю) Совершенствование навыков ансамблевой игры в произведениях более сложной фактуры, синхронного выполнения игровых приемов, достижения унисона в исполняемой партии. Выработка ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Знание основных схем дирижирования. Знакомство с главными компонентами музыкального языка (ритм, высота, ладовое тяготение, мелодия, аккомпанемент). Освоение средств выразительного исполнения (фразировка, динамика, артикуляция, тембровое сопоставление). В течение года коллектив должен сыграть 4 пьесы: Середина декабря – контрольный урок –2 пьесы. Конец второго полугодия – контрольный урок – 2 пьесы Примерный репертуарный список: Пьесы для оркестра духовых и ударных инструментов: 1. Д. Кабалевский «Наш край» 2. С. Прокофьев «Старинный танец» 8 3. 4. 5. Н. Раков «Напев» Э. Григ «Весна» М. Глинка «Соловей» Пятый класс (2 часа в неделю) Грамотное чтение нотных текстов по партиям. Владение основными способами звукоизвлечения, разновидностями атаки звука, артикуляционными приемами, рационального применения аппликатуры. Умение определять и преодолевать технические трудности в оркестровых партиях, проникать в эмоционально-образное содержание разучиваемого произведения. Умение начинать игру по ауфтакту, выполнять динамику и изменения темпа по дирижерскому жесту. Умение анализировать музыкальное произведение, определять форму построения. Формирование навыка сценического поведения в условиях концерта. В течение года коллектив должен сыграть 4 пьесы: Середина декабря – контрольный урок –2 пьесы. Конец второго полугодия – итоговый зачет – 2 пьесы Примерный репертуарный список: Пьесы для оркестра духовых и ударных инструментов: 1. Д. Тухманов «День победы» 2. В. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» 3. Варламов А. Вальс. Обр. Н.Селицкого 4. Р.н.п. « Ты пойди моя коровушка домой» 5. А. Лядов Прелюдия 3. Требования к уровню подготовки обучающихся 1. Минимум содержания программ Минимум содержания программы учебного предмета «Оркестровый класс» в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», с учётом ФГТ, должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. 2. Результаты освоения программы учебного предмета УП «Оркестровый класс», с учетом ФГТ Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства: - знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для оркестрового исполнительства; знания музыкальной терминологии; умения грамотно исполнять музыкальные произведения в оркестре на духовом или ударном инструменте; умения самостоятельно разучивать партии музыкальных произведений различных жанров и стилей на духовом или ударном инструменте; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании партии несложного музыкального произведения на духовом или ударном инструменте; умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на уроках оркестра; навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений на уроках оркестра; навыков публичных выступлений. 9 умения исполнять музыкальные произведения в оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями. За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно: • знание начальных основ оркестрового искусства, художественно- исполнительских возможностей оркестра духовых и ударных инструментов; • навыки коллективного оркестрового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и оркестром; • навыки исполнения партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; • навыки понимания дирижерского жеста; • умение понимать музыкальное произведение, исполняемого оркестром в целом и отдельными группами; • умение слышать тему, подголоски, сопровождение. Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений. Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации. В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. 4. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание В программе обучения оркестра используются две основные формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная. Методы текущего контроля • оценка за работу в классе; • текущая сдача партий; • контрольный урок в конце первого полугодия. Виды промежуточного контроля • контрольный урок при переходе в следующий класс и итоговый зачет по окончании освоения предмета. Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний оркестровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: • оценка годовой работы ученика; • оценка на зачете по сдаче партий; • другие выступления ученика в течение учебного года. 10 2. Критерии оценки Для аттестации обучающихся создаются формы оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка Критерии оценивания исполнения 5 (Отлично) Регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива; 4 (хорошо) регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов, участие в концертах оркестра; 3 (удовлетворительно) нерегулярное посещение занятий по оркестру, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте школы в случае пересдачи партий; 2 (неудовлетворительно) пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт; Данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. 5. Методическое обеспечение учебного процесса Организация учебного процесса Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов. Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям. 1. 11 Целесообразно участие в детском оркестре педагогов – это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования преподавателей и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию преподавателей и учеников. В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией. По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений целесообразна организация разучивания оркестровых партий с помощью педагогов отделения. Методические рекомендации педагогическим работникам Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Оркестровый класс» составляет 1 час в неделю. Педагогу по оркестру можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на оркестр для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе работы с оркестром рекомендуется проводить репетиции в мелкогрупповых занятиях, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Педагог должен иметь в виду, что формирование оркестра иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в оркестре учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в оркестре. Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов. При выборе репертуара для оркестра педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных выступлений. В звучании оркестра немаловажным моментом является размещение исполнителей. Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками оркестра. 2. 12 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали свои творческие намерения, согласовывая их, друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. 4. Ознакомление с основами дирижерского искусства Передать участникам свои исполнительские замыслы руководитель оркестра может с помощью различных средств. Такими средствами являются: речь, пение, проигрывание партий на одном из инструментов, специфический язык дирижерских жестов. С помощью речи руководитель объясняет образно-смысловое содержание музыки, характер трактовки, силу звучания, указывает на допущенные ошибки и т. д., добиваясь точного выполнения своих творческих намерений и правильного воспроизведения нотного текста. Для большей убедительности он может напеть тот или иной отрывок или же сыграть его на инструменте. Это помогает быстрее достичь желаемого результата. Основным средством общения дирижера с оркестром, как на репетиции, так и во время концертного выступления является язык дирижерских жестов. Каждое движение нужно научить понимать на двух-трех занятиях, повторяя по нескольку раз. При этом обращать внимание на разницу между жестами, передающими различную по характеру, темпу, настроению и содержанию музыку. Когда оркестранты начнут достаточно уверенно зрительно воспринимать особенности жеста, чаще практиковать с ними игру по руке по нескольку тактов из различных пьес, добиваясь точного одновременного вступления и соответствия исполнения музыки жесту дирижера. Оркестрантов необходимо не только учить понимать указания дирижера, но и быстро выполнять их, помнить о них при исполнении музыки. 3. 5. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы 1. Методическая литература. 1. С. Розанов. Школа игры на кларнете. 2 ч. – М., 1976 2. Иванов К.Л. Все начинается с учителя.- М.,1983 3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.,1984 4. Куус И.И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. – В сб.: Вопросы методики начального музыкального образования. - М.,1981 5. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л.,1981 6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев,1972 7. Проблемные ситуации в обучении музыканта. – Минск, 1978 2. Рекомендуемая учебная литература (Сборники, хрестоматии, школы) 1. С. Гезенцвей. Сборник легких этюдов. – М., 1976 2. Ю. Должиков. Ансамбли – М., 1984 3. Юный кларнетист. 1 – 5 кл. ДМШ. – М., 1984 4. А. Шувалов. Детские камерные ансамбли – СПб,2003 5. Оркестр в классе. М. «Музыка»,1994 6. Музыка, которую выбираю» «Композитор» - СПб,2003 13