Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Частоозерская детская школа искусств» «СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом МБУ ДО «ЧДШИ» Протокол № 10 от 30.08.2023 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО «ЧДШИ» ______________ Ю.С.Ступина приказ № 39 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.02. УП.01 «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» срок обучения – 3 года Предметная область «История искусств» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» с.Частоозерье, 2023 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 Пояснительная записка 3 2 Содержание учебного предмета 7 3 Требования к уровню подготовки обучающихся 14 4 Формы и методы контроля, система оценок 15 5 Методическое обеспечение учебного процесса 16 6 Список литературы 22 2 Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Рабочая программа учебного предмета «Беседы об искусстве»(далеепрограмма) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 3-ЛЕТНИЙ СРОК ОСВОЕНИЯ Вид учебной работы 1-й год 1 полугодие Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестация Всего Годы обучения часов 2-й год 2 полугодие 3 полугодие 3-й год 4 полугодие 5 полугодие 6 полугодие 16 16 16 17 16 17 98 8 8 8 8,5 8 8,5 49 24 24 24 25,5 24 25,5 147 Зачёт Зачёт Зачёт 3 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек. ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Развитие навыков восприятия искусства. 2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. 3. Формирование навыков восприятия художественного образа. 4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства. 5. Обучение специальной терминологии искусства. 6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства. 4 Общий объём времени (в часах) № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 год обучения Макси мальн ая учебн ая нагруз ка Самостоя тельная работа Аудит ор ные занятия 48 16 32 Виды искусства 1 1.1 Вводная беседа о видах искусства. беседа 1.5 0.5 1 1.2 беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 урок-игра 1.5 0.5 1 2.2 Знакомство с пространственными (пластическими видами искусства). Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Изобразительное искусство «Как работает художник», чем пользуется. Жанры изобразительного искусства экскурсия 1.5 0.5 1 2.3 «Композиция» беседа 1.5 0.5 1 2.4 практическая работа беседа 1.5 0.5 1 2.5 Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Рисунок 1.5 0.5 1 2.6 Графика 1.5 0.5 1 2.7 Выразительные средства графики. 1.5 0.5 1 2.8 «Силуэт» экскурсия практическая работа урок-игра 1.5 0.5 1 2.9 «Живопись» экскурсия 1.5 0.5 2.10 «Цвет» 1.5 0.5 1 2.11 «Колорит» 1.5 0.5 1 2.12 1.5 0.5 1 2.13 Способы работы с цветом: «Акварель». Способы работы с цветом: «Гуашь». 1.5 0.5 1 2.14 Способы работы с цветом: «Пастель». 1.5 0.5 1 2.15 Способы работы с цветом: «Масляные краски». Литература урокэксперимент экскурсия практическое занятие практическое занятие практическое занятие экскурсия 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.3 1.4 2 2.1 3 3.1 Литература как вид искусства беседа 1.5 0.5 1 3.2 Литературные жанры беседа 1.5 0.5 1 5 3.3 4 Литература и синтетические виды искусств. Музыка интегрированное занятие 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 интегрированное занятие интегрированное занятие 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 интегрированное занятие интегрированное занятие интегрированное занятие 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 интегрированное занятие интегрированное занятие 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 49.5 16.5 33 4.1 Музыка как вид искусства. 4.2 Музыкальные инструменты. урок прослушивание урок прослушивание 4.3 Музыкальные направления и стили. урок прослушивание 5 5.1 5.2 6 Хореография Танец и виды танцевального искусства. Композиция в хореографии. Театр 6.1 Искусство театра. 6.2 Выразительные средства театрального «Детский театр» искусства. Кино и телевидение 6.3 7 7.1 Искусство кинематографа. 7.2 Детское кино 2 год обучения 1 Изобразительное искусство 1.1 Беседа о композиции беседа 1.5 0.5 1 1.2 Язык графики беседа 1.5 0.5 1 1.3 Язык живописи беседа 1.5 0.5 1 1.4 Натюрморт как жанр изобразительного искусства Пейзаж как жанр изобразительного искусства Портрет как жанр изобразительного искусства Скульптура как вид изобразительного искусства Архитектура как вид изобразительного искусства Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства Народное искусство беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 2.1 Народные ремёсла беседа 1.5 0.5 1 2.2 Народные ремёсла родного края беседа 1.5 0.5 1 2.3 Народный костюм беседа 1.5 0.5 1 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2 6 Народный фольклор. Жанры фольклора. Праздники интегрированное занятие 1.5 0.5 1 3.1 Праздники народного календаря беседа 1.5 0.5 1 3.2 Светские праздники беседа 1.5 0.5 1 беседа 1.5 0.5 1 4.2 Искусство и современный человек Значение искусства в жизни современного человека развития искусства костюма История беседа 1.5 0.5 1 4.3 Искусство и реклама урок-игра 1.5 0.5 1 4.4 Искусство дизайна беседа 1.5 0.5 1 4.5 Ландшафтный дизайн беседа 1.5 0.5 1 2.4 3 4 4.1 Музеи 5 5.1 Музеи беседа 1.5 0.5 1 5.2 Частные музеи виртуальная 1.5 0.5 1 экскурсия 5.3 Выставочное пространство беседа 1.5 0.5 1 5.4 Экскурсия беседа 1.5 0.5 1 5.5 Посещение музея экскурсия 1.5 0.5 1 5.6 Коллекционирование 1.5 0.5 1 практическое занятие Библиотеки 6 6.1 Библиотека беседа 1.5 0.5 1 6.2 Правила пользования библиотекой экскурсия 1.5 0.5 1 6.3 Как работать с книгой 1.5 0.5 1 6.4 Как работать с журналом 1.5 0.5 1 6.5 Энциклопедия как вид книги практическое занятие практическое занятие беседа 1.5 0.5 1 6.6 Сеть интернет как информационный ресурс Литературная гостиная беседа 1.5 0.5 1 урок-дискуссия 1.5 0.5 1 3 год обучения 49.5 16.5 33 Изобразительное искусство 1.5 0.5 1 6.7 1 1.1 Виды изображений в картине беседа 1.5 0.5 1 1.2 Язык графики беседа 1.5 0.5 1 1.3 Язык живописи беседа 1.5 0.5 1 1.4 экскурсия 1.5 0.5 1 1.5 Диорама, панорама как виды монументальной живописи Жанры изобразительного искусства урок-игра 1.5 0.5 1 1.6 Интерпретация в искусстве беседа 1.5 0.5 1 1.7 Выполнение копии художественного произведения практическое занятие 1.5 0.5 1 7 2.1 Пленер Декоративно-прикладное искусство Текстиль 2.2 Эскизирование 2.3 Металл 2.4 Эскизирование 2.5 Керамика 2.6 Эскизирование 2.7 Дерево 2.8 Эскизирование 2.9 Камень. Кость. 2.10 Эскизирование 2.11 Стекло. 2.12 Эскизирование 3 Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия. 3.1 Язык 3.2 Современная детская литература 3.3 Творческий эксперимент 3.4 Музыка 3.5 Песня 3.6 Танец Реставрация и хранение объектов культуры и искусства Значение культурного наследия в истории человечества Церковь – как объект искусства урокисследование беседа урокэксперимент урокпрослушивание урокпрослушивание беседа урокисследование урокисследование беседа беседа практическое занятие экскурсия 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 3.12 Хранение «культурных единиц» Творческий проект «Семейные реликвии» «Мой родной город вчера и сегодня» 1.5 0.5 1 3.13 «Мой родной город вчера и сегодня» Практ.занятие 1.5 0.5 1 1.8 2 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 беседа 1.5 0.5 1 беседа практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие беседа практическое занятие 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 8 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала. Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. 1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА» Тема: Вводная беседа о видах искусства. Художественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. 1.1 9 Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями. 1.2 1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем). Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеки: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем). 1.3 2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы. 2.1 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства. 2.2 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр–замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. 2.3 10 Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра. 2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет). Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства. 2.5 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений. 2.6 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений. 2.7 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги. 2.8 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель. 2.9 11 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений. 2.10 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.11 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем. 2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем. 2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств. 2.15 3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА» Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем. 3.1 12 Тема: Литературные жанры. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения. 3.2 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению. 3.3 4. Раздел «МУЗЫКА» Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений. 4.1 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач. 4.2 Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта. 4.3 5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ» Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем). 5.1 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения). 5.2 13 6. Раздел «ТЕАТР» Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя. 6.1 Тема: Выразительные средства театрального искусства. Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа. 6.2 6.2 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы. 7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ» Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма. 7.1 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с последующим обсуждением. 7.2 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Тема: Беседа о композиции. «Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства. 1.1 14 Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок. 1.2 Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.). 1.3 Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта. 1.4 Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства. 1.5 Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи. 1.6 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельефидр.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина. 1.7 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки). 1.8 15 1.9 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства. 2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» Тема: Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме. 2.1 Тема: Народные ремесла родного края. История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея. 2.2 Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с иллюстративным материалом. 2.3 Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок. 2.4 3. Раздел «ПРАЗДНИКИ» Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева- Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала. 3.1 16 Тема: Светские праздники. История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник». 3.2 4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Тема: Значение искусства в жизни современного человека. Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства). 4.1 Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор фото-материала. 4.2 Тема: Искусство и реклама. Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.) 4.3 4.4 Тема: Искусство дизайна. История дизайна. Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна. Тема: Ландшафтный дизайн. Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка). 4.5 5. Раздел «МУЗЕИ» Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеиансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея. 5.1 17 5.2 Тема: Частные музеи. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и др.). Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей». Тема: Выставочное пространство. С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве. 5.3 Тема: Экскурсия. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в музей. 5.4 Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией. 5.5 5.6 Тема: Коллекционирование. Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение. 6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ» 6.1 Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь». Виды библиотек (детская, по искусству). Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки. 6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала. 6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации. 18 Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге. Тема: Как работать с журналом. Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале. 6.4 Тема: Энциклопедия как вид книги. Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к детской энциклопедии. 6.5 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство». 6.6 6.7 Тема: Литературная гостиная. Разговор на тему: «Моя любимая книга». Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своей любимой книге. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников. 1.1 Тема: Язык графики. Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернет ресурсы. 1.2 19 Тема: Язык живописи. Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом – подбор, изучение. 1.3 1.4 Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи. Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев. Тема: Жанры изобразительного искусства. Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных художников. 1.5 Тема: Интерпретация в искусстве. Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений искусства. 1.6 Тема: Выполнение копии художественного произведения. Самостоятельная работа: завершение работы. 1.7 Тема: Пленэр. Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе. 1.8 2. Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале. Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия. 2.1 2.2 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза текстильного изделия. Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы. 20 Тема: Металл. Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала. 2.3 2.4 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза ювелирного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы. Тема: Керамика. Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и предметов декоративно- прикладного искусства из керамики. 2.5 2.6 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза керамического изделия. Самостоятельная работа: завершение работы. Тема: Дерево. Значение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева. 2.7 2.8 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза деревянного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы. Тема: Камень. Кость. Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом. 2.9 2.10 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из камня. Самостоятельная работа: завершение работы. Тема: Стекло. Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и сувениры 2.11 21 (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры). Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла. 2.12 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из стекла. Самостоятельная работа: завершение работы. 3. Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКОЛЕНИЙ. СОХРАНЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» Тема: Язык. Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг. Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов. 3.1 3.2 Тема: Современная детская литература. Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация. Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного произведения. Тема: Творческий эксперимент. Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке. 3.3 Тема: Музыка. Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное музыкальное пространство. Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов. 3.4 Тема: Песня. Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов. Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни. 3.5 Тема: Танец. Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографии постановки. 3.6 22 Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи. 3.7 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией). Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация). 3.8 Тема: Церковь – как объект искусства. Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение храмов города. 3.9 Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы. 3.10 Тема: Творческий проект «Семейные реликвии». Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.). Самостоятельная работа: оформление материала. 3.11 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.) 3.12 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: оформление композиции. 3.13 23 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»: 1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства. 2. Знание особенностей языка различных видов искусства. 3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства. 4. Владение навыками восприятия художественного образа. 5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. 6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы). 7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы) и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции). Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся 1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. 2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. 24 «5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки; «3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. 3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек. Основные методы обучения: – объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций; – частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); – творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); – игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.). Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989 2. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993 3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001 4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно- прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996 5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М., 1990 6. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государственный русский музей.- 1996 7. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986 8.Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998 9.Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества.Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002 10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995 11. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989 12.Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и попмузыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002 13.Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981 14.Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989 15.Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музеяусадьбы Останкино. – М., 1995 16. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970 17.Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981 18.Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983 19.Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972 Учебная литература 1. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005 2. Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофаплюс», 2005 3. Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002 4. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008 5.Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки.Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004 26 6. Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997 7. Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990 8. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983 9. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997 10. Пономарев Е., Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000 11. Фокина Л.В. История декоративно–прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009 12. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001 13. Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998 14. Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 27