УП БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ 3 ГОДА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Частоозерская детская школа искусств»

«СОГЛАСОВАНО»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ЧДШИ»
Протокол № 10 от 30.08.2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО «ЧДШИ»
______________ Ю.С.Ступина
приказ № 39 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.02. УП.01 «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»
срок обучения – 3 года
Предметная область «История искусств»

Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области изобразительного искусства
«Живопись»

с.Частоозерье, 2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1

Пояснительная записка

3

2

Содержание учебного предмета

7

3

Требования к уровню подготовки обучающихся

14

4

Формы и методы контроля, система оценок

15

5

Методическое обеспечение учебного процесса

16

6

Список литературы

22

2

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Рабочая программа учебного предмета «Беседы об искусстве»(далеепрограмма) разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительным предпрофессиональным
программам
в
области изобразительного искусства «Живопись».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве»
подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания
на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений
искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной
связи с общими представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда,
когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется
эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства,
различать средства выразительности, а также соотносить содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой
задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками
урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с
просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием
музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения 8 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3-ЛЕТНИЙ СРОК ОСВОЕНИЯ
Вид учебной
работы
1-й год
1
полугодие
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид промежуточной
аттестация

Всего

Годы обучения

часов

2-й год
2
полугодие

3
полугодие

3-й год
4
полугодие

5
полугодие

6
полугодие

16

16

16

17

16

17

98

8

8

8

8,5

8

8,5

49

24

24

24

25,5

24

25,5

147

Зачёт

Зачёт

Зачёт

3

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое

развитие

личности

на

основе

формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства,
различать средства выразительности, а также соотносить содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6.

Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

4

Общий объём времени
(в часах)
№
п/п

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

1 год обучения

Макси
мальн
ая
учебн
ая
нагруз
ка

Самостоя
тельная
работа

Аудит
ор
ные
занятия

48

16

32

Виды искусства

1
1.1

Вводная беседа о видах искусства.

беседа

1.5

0.5

1

1.2

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

урок-игра

1.5

0.5

1

2.2

Знакомство с пространственными
(пластическими видами искусства).
Знакомство с динамическими
(временными) видами искусства.
Знакомство с синтетическими
(зрелищными) видами искусства.
Изобразительное искусство
«Как работает художник», чем
пользуется.
Жанры изобразительного искусства

экскурсия

1.5

0.5

1

2.3

«Композиция»

беседа

1.5

0.5

1

2.4

практическая
работа
беседа

1.5

0.5

1

2.5

Знакомство с композиционными
схемами на примере фотоискусства.
Рисунок

1.5

0.5

1

2.6

Графика

1.5

0.5

1

2.7

Выразительные средства графики.

1.5

0.5

1

2.8

«Силуэт»

экскурсия
практическая
работа
урок-игра

1.5

0.5

1

2.9

«Живопись»

экскурсия

1.5

0.5

2.10

«Цвет»

1.5

0.5

1

2.11

«Колорит»

1.5

0.5

1

2.12

1.5

0.5

1

2.13

Способы работы с цветом:
«Акварель».
Способы работы с цветом: «Гуашь».

1.5

0.5

1

2.14

Способы работы с цветом: «Пастель».

1.5

0.5

1

2.15

Способы работы с цветом:
«Масляные краски».
Литература

урокэксперимент
экскурсия
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
экскурсия

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.3
1.4
2
2.1

3
3.1

Литература как вид искусства

беседа

1.5

0.5

1

3.2

Литературные жанры

беседа

1.5

0.5

1

5

3.3
4

Литература

и синтетические
виды искусств.
Музыка

интегрированное
занятие

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

интегрированное
занятие
интегрированное
занятие

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

интегрированное
занятие
интегрированное
занятие
интегрированное
занятие

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

интегрированное
занятие
интегрированное
занятие

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

49.5

16.5

33

4.1

Музыка как вид искусства.

4.2

Музыкальные инструменты.

урок
прослушивание
урок прослушивание

4.3

Музыкальные направления и стили.

урок прослушивание

5
5.1
5.2
6

Хореография
Танец и виды
танцевального искусства.
Композиция в хореографии.
Театр

6.1

Искусство театра.

6.2

Выразительные
средства
театрального
«Детский театр»
искусства.
Кино и телевидение

6.3
7
7.1

Искусство кинематографа.

7.2

Детское кино

2 год обучения
1

Изобразительное искусство

1.1

Беседа о композиции

беседа

1.5

0.5

1

1.2

Язык графики

беседа

1.5

0.5

1

1.3

Язык живописи

беседа

1.5

0.5

1

1.4

Натюрморт как жанр
изобразительного
искусства
Пейзаж как жанр
изобразительного искусства
Портрет как жанр
изобразительного искусства
Скульптура как вид
изобразительного искусства
Архитектура как вид
изобразительного
искусства
Декоративно-прикладное искусство как
вид изобразительного искусства
Народное искусство

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

2.1

Народные ремёсла

беседа

1.5

0.5

1

2.2

Народные ремёсла родного края

беседа

1.5

0.5

1

2.3

Народный костюм

беседа

1.5

0.5

1

1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2

6

Народный

фольклор.
Жанры
фольклора. Праздники

интегрированное
занятие

1.5

0.5

1

3.1

Праздники народного календаря

беседа

1.5

0.5

1

3.2

Светские праздники

беседа

1.5

0.5

1

беседа

1.5

0.5

1

4.2

Искусство и современный человек
Значение искусства в
жизни современного
человека развития искусства костюма
История

беседа

1.5

0.5

1

4.3

Искусство и реклама

урок-игра

1.5

0.5

1

4.4

Искусство дизайна

беседа

1.5

0.5

1

4.5

Ландшафтный дизайн

беседа

1.5

0.5

1

2.4

3

4
4.1

Музеи

5
5.1

Музеи

беседа

1.5

0.5

1

5.2

Частные музеи

виртуальная

1.5

0.5

1

экскурсия

5.3

Выставочное пространство

беседа

1.5

0.5

1

5.4

Экскурсия

беседа

1.5

0.5

1

5.5

Посещение музея

экскурсия

1.5

0.5

1

5.6

Коллекционирование

1.5

0.5

1

практическое
занятие

Библиотеки

6
6.1

Библиотека

беседа

1.5

0.5

1

6.2

Правила пользования библиотекой

экскурсия

1.5

0.5

1

6.3

Как работать с книгой

1.5

0.5

1

6.4

Как работать с журналом

1.5

0.5

1

6.5

Энциклопедия как вид книги

практическое
занятие
практическое
занятие
беседа

1.5

0.5

1

6.6

Сеть интернет как
информационный ресурс
Литературная гостиная

беседа

1.5

0.5

1

урок-дискуссия

1.5

0.5

1

3 год обучения

49.5

16.5

33

Изобразительное искусство

1.5

0.5

1

6.7
1
1.1

Виды изображений в картине

беседа

1.5

0.5

1

1.2

Язык графики

беседа

1.5

0.5

1

1.3

Язык живописи

беседа

1.5

0.5

1

1.4

экскурсия

1.5

0.5

1

1.5

Диорама, панорама как
виды монументальной
живописи
Жанры изобразительного искусства

урок-игра

1.5

0.5

1

1.6

Интерпретация в искусстве

беседа

1.5

0.5

1

1.7

Выполнение копии
художественного произведения

практическое
занятие

1.5

0.5

1

7

2.1

Пленер
Декоративно-прикладное
искусство
Текстиль

2.2

Эскизирование

2.3

Металл

2.4

Эскизирование

2.5

Керамика

2.6

Эскизирование

2.7

Дерево

2.8

Эскизирование

2.9

Камень. Кость.

2.10

Эскизирование

2.11

Стекло.

2.12

Эскизирование

3

Искусство как вид культурной
деятельности. Многогранный результат
творческой деятельности поколений.
Сохранение и приумножение
культурного наследия.

3.1

Язык

3.2

Современная детская литература

3.3

Творческий эксперимент

3.4

Музыка

3.5

Песня

3.6

Танец
Реставрация и хранение объектов
культуры и искусства
Значение культурного наследия в
истории человечества
Церковь – как объект искусства

урокисследование
беседа
урокэксперимент
урокпрослушивание
урокпрослушивание
беседа
урокисследование
урокисследование
беседа
беседа
практическое
занятие
экскурсия

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

3.12

Хранение «культурных единиц»
Творческий проект «Семейные
реликвии»
«Мой родной город вчера и сегодня»

1.5

0.5

1

3.13

«Мой родной город вчера и сегодня»

Практ.занятие

1.5

0.5

1

1.8
2

3.7
3.8
3.9
3.10
3.11

беседа

1.5

0.5

1

беседа
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие
беседа
практическое
занятие

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

8

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе
обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для
последующего изучения предметов в области истории изобразительного
искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько
основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве,
посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и
выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная
деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства.
Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства,
способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать
средства выразительности, а также соотносить содержание произведения
искусства с собственным жизненным опытом.
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об
искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через
понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью,
понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о
гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только
тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей
формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в
произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным
опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной
программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с
учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к
уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими
школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует
чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев,
практической работой.

1.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»

Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Художественный подход как средство развития эмоциональной
отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство
(графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство,
архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр.
Знакомство
с
произведениями
разных
видов
искусства.
1.1

9

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным
материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем,
прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных
произведений, просмотр фильмов).
Тема: Знакомство с пространственными (пластическими)
видами искусства.
Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное
искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура,
архитектура, фотография.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
1.2

1.3
Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами
искусства.
Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература.
Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений
(выбирается преподавателем).
Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами
искусства.
Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр,
кино, телевидение.
Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеки: просмотр
отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др.
(выбирается преподавателем).
1.3

2.

Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Тема: «Чем и как работает художник».
Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного
искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти,
краски и др.).
Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на
свободную тему, используя различные художественные материалы.
2.1

Тема: Жанры изобразительного искусства.
Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж,
натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др.
Знакомство с работами художников.
Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
2.2

Тема: «Композиция».
Понятие «композиция» как составление или сочинение картины.
Композиционный центр–замысел картины. Группировка предметов в
картине. Анализ художественных произведений.
2.3

10

Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с
выделением композиционного центра.
2.4
Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере
фотоискусства.
Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография.
Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр.
Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий
(натюрморт, пейзаж, портрет).
Тема: Рисунок.
Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа
выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение
искусства. Графические материалы.
Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с
произведениями искусства.
2.5

Тема: Графика.
Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с
произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная
графика.
Самостоятельная работа: выполнение несложных графических
упражнений.
2.6

Тема: Выразительные средства графики.
Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия,
штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона.
Показ работ учащихся и репродукций художников.
Самостоятельная работа: выполнение несложных графических
упражнений.
2.7

Тема: «Силуэт».
Понятие «силуэт», происхождение силуэта.
Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация,
театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых
форм на уроке.
Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной
бумаги.
2.8

Тема: Живопись.
Знакомство с понятием «живопись», виды живописи.
Материалы,
используемые
в
живописи.
Знакомство
с
репродукциями известных живописцев.
Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в
технике акварель.
2.9

11

Тема: «Цвет».
Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение
цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах
жизни. Выполнение упражнений.
Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
2.10

Тема: «Колорит».
Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит».
Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников.
Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.11

Тема: Способы работы с цветом: «Акварель».
Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники –
акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др.
Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.12

Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь».
Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и
репродукций художников, работающих в этой технике.
Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в
данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.13

Тема: Способы работы с цветом: «Пастель».
Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники.
Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение
пастельных работ.
Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в
данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.14

Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски».
Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы
работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке.
Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных
искусств.
2.15

3.

Раздел «ЛИТЕРАТУРА»

Тема: Литература как вид искусства.
Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ.
Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула
(развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной
литературы.
Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных
произведений, заданных преподавателем.
3.1

12

Тема: Литературные жанры.
Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством
детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы.
Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или
стихотворения.
3.2

Тема: Литература и синтетические виды искусства.
Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство.
Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная
работа: выполнение иллюстрации к любимому
литературному произведению.
3.3

4.

Раздел «МУЗЫКА»

Тема: Музыка как вид искусства.
Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп,
интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе.
Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных
музыкальных произведений.
4.1

Тема: Музыкальные инструменты.
Классификация
музыкальных
инструментов.
Прослушивание
отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма
исполнения музыкального произведения.
Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на
канале «Культура», детских музыкальных телепередач.
4.2

Тема: Музыкальные направления и стили.
Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка.
Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.

4.3

5.

Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»

Тема: Танец и виды танцевального искусства.
Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные,
ритуальные, спортивные, степ, современные танцы.
Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке
(просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
5.1

Тема: Композиция в хореографии.
Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и
пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная
составляющая танца.
Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека
в движении (используется стилизация изображения).
5.2

13

6. Раздел «ТЕАТР»
Тема: Искусство театра.
История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды
театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и
терминами. Театральная эстетика.
Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного
зрителя.
6.1

Тема: Выразительные средства театрального искусства.
Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические
(жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм,
антракт, занавес).
Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок
театрального занавеса или костюма персонажа.
6.2

6.2 Тема: «Детский театр».
Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол:
ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.).
Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.
7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
Тема: Искусство кинематографа.
История возникновения и развития кинематографа как
самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в
кинематографе. Актерское мастерство.
Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
7.1

Тема: Детское кино.
Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и
кино.
Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с
последующим обсуждением.
7.2

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.

Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Тема: Беседа о композиции.
«Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное
в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит.
Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
1.1

14

Тема: Язык графики.
Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт,
ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных
искусств, графических выставок.
1.2

Тема: Язык живописи.
Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От
эскиза к картине.
Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной
живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
1.3

Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника.
Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат,
точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий)
натюрморта.
1.4

Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский,
морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка
зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже.
Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение
выставочного пространства.
1.5

Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства.
Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц.
Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный,
автопортрет, шарж и др.). Человек и время.
Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.
1.6

Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.
Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельефидр.).
Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты.
Назначение.
Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной
композиции из пластилина.
1.7

Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.
Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и
общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии)
архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).
1.8

15

1.9
Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид
изобразительного искусства.
Значение термина «декоративно-прикладное искусство».
Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу
(металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба,
роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным
признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно
– прикладного искусства.
2.

Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Тема: Народные ремесла.
Народное ремесло как одна из форм народного художественного
творчества, производство художественных изделий. Широко известные
промыслы России.
Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и
фотографий по теме.
2.1

Тема: Народные ремесла родного края.
История возникновения. Народные мастера. Традиции и
современность.
Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.
2.2

Тема: Народный костюм.
Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм.
Элементы костюма. Символика в костюме.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма,
работа с иллюстративным материалом.
2.3

Тема: Народный фольклор.
Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный
фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни,
частушки, загадки, сказки, эпос).
Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских
потешек и песенок.
2.4

3.

Раздел «ПРАЗДНИКИ»

Тема: Праздники народного календаря.
Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки,
святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето
(Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева- Пятница,
Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
3.1

16

Тема: Светские праздники.
История праздников (Новый год, День защитника отечества,
Международный женский день, День космонавтики, День победы, День
знаний и др.). Праздники и традиции.
Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.).
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом,
выполнение композиций на тему «Праздник».
3.2

4.

Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Тема: Значение искусства в жизни современного человека.
Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология
цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель,
текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.).
Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных
интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные
пространства).
4.1

Тема: История развития искусства костюма.
Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др.
Самостоятельная работа: подбор фото-материала.
4.2

Тема: Искусство и реклама.
Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка.
Визитная карта. Календари.
Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные
карты, реклама в СМИ, и др.)
4.3

4.4

Тема: Искусство дизайна.
История дизайна. Объекты. Материалы.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.

Тема: Ландшафтный дизайн.
Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные
участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки
(парка).
4.5

5.

Раздел «МУЗЕИ»

Тема: Музеи.
Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический,
краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеиансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы).
Самостоятельная работа: посещение музея.
5.1

17

5.2
Тема: Частные музеи.
Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные
музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур,
музей янтаря, музей воды, и др.).
Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного
музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей».
Тема: Выставочное пространство.
С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией.
Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения
человека в выставочном пространстве.
5.3

Тема: Экскурсия.
Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды
экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее интерпретация).
Самостоятельная работа: экскурсия в музей.
5.4

Тема: Посещение музея.
Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор).
Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с
экскурсией.
5.5

5.6

Тема: Коллекционирование.
Презентация личной коллекции ученика.
Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.
6.

Раздел «БИБЛИОТЕКИ»

6.1 Тема: Библиотека.
Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь». Виды
библиотек (детская, по искусству).
Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
6.2 Тема: Правила пользования библиотекой.
Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент,
видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами
(каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом).
Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала.
6.3 Тема: Как работать с книгой.
Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры
детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство
оформления
книги.
Иллюстрации.

18

Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей
любимой книге.
Тема: Как работать с журналом.
Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.).
Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный
художник»).
Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом
журнале.
6.4

Тема: Энциклопедия как вид книги.
Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия».
Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия
(«Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.).
Самостоятельная работа: разработка обложки к детской
энциклопедии.
6.5

Тема: Сеть интернет как информационный ресурс.
Поиск дополнительной информации через систему интернет.
Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации,
заданной преподавателем по разделу «Искусство».
6.6

6.7

Тема: Литературная гостиная.
Разговор на тему: «Моя любимая книга».
Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своей любимой книге.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.

Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Тема: Виды изображений в картине.
Стилевые особенности различных изображений (реалистическое,
декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи
(Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич).
Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных
художников.
1.1

Тема: Язык графики.
Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид
современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов.
Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернет ресурсы.
1.2

19

Тема: Язык живописи.
Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений.
Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом –
подбор, изучение.
1.3

1.4
Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи.
Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты.
Материалы и инструменты. Известные художественные объекты.
Самостоятельная работа: посещение музеев.
Тема: Жанры изобразительного искусства.
Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики):
мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический,
маринистский и др.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных
художников.
1.5

Тема: Интерпретация в искусстве.
Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве.
Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений
искусства.
1.6

Тема: Выполнение копии художественного произведения.
Самостоятельная работа: завершение работы.

1.7

Тема: Пленэр.
Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски,
зарисовки, этюды. Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе.
1.8

2.

Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

Тема: Текстиль.
Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы
выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по
ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения
работы от эскиза до работы в материале.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного
изделия.
2.1

2.2

Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза текстильного изделия.
Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы.

20

Тема: Металл.
Значение термина «художественный металл». Способы выполнения
изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка).
Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
2.3

2.4

Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза ювелирного изделия.
Самостоятельная работа: завершение работы.

Тема: Керамика.
Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор,
фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения.
Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и
предметов декоративно- прикладного искусства из керамики.
2.5

2.6

Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза керамического изделия.
Самостоятельная работа: завершение работы.

Тема: Дерево.
Значение термина «художественная обработка дерева». Способы
выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация,
выжигание, скульптура). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.
2.7

2.8

Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза деревянного изделия.
Самостоятельная работа: завершение работы.

Тема: Камень. Кость.
Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы
и инструменты.
Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
2.9

2.10

Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза изделия из камня.
Самостоятельная работа: завершение работы.

Тема: Стекло.
Значение термина «художественное стекло». Классификация видов
изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины,
фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура,
декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и сувениры
2.11

21

(плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные
скульптуры).
Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла.
2.12

Тема: Эскизирование.
Выполнение эскиза изделия из стекла.
Самостоятельная работа: завершение работы.

3.
Раздел
«ИСКУССТВО
КАК
ВИД
КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГОГРАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОКОЛЕНИЙ.
СОХРАНЕНИЕ
И
ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»
Тема: Язык.
Исторические изменения словарного состава русского языка.
Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг.
Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных
слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов.
3.1

3.2
Тема: Современная детская литература.
Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к
психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые
эксперименты. Лингвистическая интерпретация.
Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного
произведения.
Тема: Творческий эксперимент.
Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов.
Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке.
3.3

Тема: Музыка.
Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в
современное музыкальное пространство.
Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов.
3.4

Тема: Песня.
Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной
песни. Прослушивание русских народных песен, романсов.
Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой
(знакомой) русской песни.
3.5

Тема: Танец.
Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций
классического танца. Известные танцоры, хореографии постановки.
3.6

22

Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на
телеканале «Культура» или в записи.
3.7

Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.
Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты.
Хранение объектов культуры.
Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов
культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.
Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения
в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность.
Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо
произведении искусства (или презентация).
3.8

Тема: Церковь – как объект искусства.
Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками.
Самостоятельная работа: посещение храмов города.
3.9

Тема: Хранение «культурных единиц».
Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы.
Самостоятельная работа: поиск информации (заданной
преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
3.10

Тема: Творческий проект «Семейные реликвии».
Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме
(презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.).
Самостоятельная работа: оформление материала.
3.11

Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его
фотоархивом. Известные люди города.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города
(улицы, парки и др.)
3.12

Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».
Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с
последующим обсуждением.
Самостоятельная работа: оформление композиции.
3.13

23

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве,
его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои
мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование навыков работы с доступными информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах
культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный
контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые
проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации
программы) и во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год).
Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться
в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта
(презентация,
сообщение,
сочинение,
представление
творческой
композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в
рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся
ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ
учащихся
1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется
из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования
к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая
предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств
искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

24

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы
преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2
ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на
половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и
умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка
презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи
проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но
недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается
оригинальностью.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,
численностью 4-10 человек.
Основные методы обучения:
– объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация
методических пособий, иллюстраций;
– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях,
беседах);
– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой
атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению
заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью
педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных
мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные
фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием
творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к
посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение
экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию
индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется
проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение
праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит
объединить
и
сдружить
детский
коллектив.

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала
XX века – М., 1989
2. Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993
3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы,
перспективы. – М.: «Смысл», 2001
4. Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и
декоративно- прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996
5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей
народного искусства. – М., 1990
6. Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на
примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских
садов. – С-П. Государственный русский музей.- 1996
7. Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986
8.Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998
9.Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного
творчества.Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.:
«Владос», 2002
10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995
11. Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989
12.Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и попмузыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002
13.Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981
14.Русский народный костюм. Государственный исторический музей. –
М., 1989
15.Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музеяусадьбы Останкино. – М., 1995 16. Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские
прялки. – С-П., 1970
17.Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981
18.Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное
общество», 1983
19.Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972
Учебная литература
1. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI
век», 2005
2. Громова И. Православные и народные праздники. – М.:
«Дрофаплюс», 2005
3. Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике:
Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002
4. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008
5.Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки.Как научить
рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004

26

6. Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие

картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997
7. Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М,
1990
8. Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983
9. Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного
ремесла. – М., 1997
10. Пономарев Е., Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия.
История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство
Астрель», 2000
11. Фокина Л.В. История декоративно–прикладного искусства. Учебное
пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009
12. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.:
«Владос», 2001
13. Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998
14. Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс»,

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».