ДПОП ФОРТЕПИАНО

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Частоозерская детская школа искусств»

«СОГЛАСОВАНО»
Педагогическим советом
МБУ ДО «ЧДШИ»
Протокол № 10 от 30.08.2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО «ЧДШИ»
______________ Ю.С.Ступина
приказ № 39 от 30.08.2023 г.

Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Фортепиано»
(срок обучения-8 лет)

с. Частоозерье
2023 год.

1

Разработчик: Трефилова Марина Леонидовна,
преподаватель МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств»

Рецензент директор МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств»
Ступина Юлия Сергеевна____________________________________________
(Ф.И.О, должность)

Рецензент ____________________________________________________________
(Ф.И.О. должность)
Программа составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области музыкального искусства – «Фортепиано».
(Утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 161).

2

СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
Цели образовательной программы.
Приоритеты образовательной программы.
Задачи образовательной программы.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Фортепиано».
III. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися
программы «Фортепиано».
IV. Учебный план по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Фортепиано».
V. График образовательного процесса по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе «Фортепиано».
VI. Программа творческой, методической и культурно-просветительской (концертнофестивальной)
деятельности.
VII. Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано».

3

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее –
программа «Фортепиано») составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают
обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
1.2. Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Фортепиано»
и основных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. Цели программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного
музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
4

1.5. Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» для детей, поступивших в МБУ
ДО «Частоозерская детская школа искусств» (далее – ДШИ) в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет
8 лет.
1.6. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
1.7. ОУ имеет право реализовывать ОП в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.8. При приеме на обучение по программе «Фортепиано» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма,
музыкальной памяти.
1.9. Оценка качества образования по программе «Фортепиано» производится на основе ФГТ.
1.10. Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» завершается
итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДШИ.
1.11. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» представляют собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения
планируемых результатов освоения данной ОП.
1.11.1. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей), духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления
личности ДШИ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
 выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
 организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, мастер-классов,
олимпиад, концертов, творческих вечеров, и др.);
 организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, музеев и др.);
 организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе
по различным видам искусств, ДШИ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
 использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
 эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся;
 построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;
 эффективного управления ДШИ.
5

1.11.2. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации
программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
1.11.3. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего
года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования.
1.11.4. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых
занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-4 человек), групповых занятий (численностью от 11
человек).
1.11.5. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
1.11.6. ДШИ должно обеспечивать реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы
могут подразделяться на младший хор, хор старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ.
1.11.7. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
1.11.8. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие
обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ДШИ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебнометодическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по каждому учебному предмету.
1.11.9. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации
могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и
184 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной
аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
1.11.10. Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные
работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся
6

проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены
могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных
опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании настоящих
ФГТ. ДШИ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации
обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ДШИ
самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам
программы «Фортепиано» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ДШИ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной
интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
 знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических
периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
 достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых
произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
 умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
 наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
7

1.11.11. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной
работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и
учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем
требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история
музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
1.11.12. ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ДШИ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том
числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых
педагогических технологий.
1.11.13. Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» должны обеспечивать ДШИ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Фортепиано» запланирована работа концертмейстера с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного
учебного времени;
по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени.
1.11.14. Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ДШИ соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
концертный зал с концертным роялем, пультами,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» с пианино.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащены пианино.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль»,
«Концертмейстерский класс» - не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием,
учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами) и оформлены наглядными пособиями.
8

1.12.1.Цели Образовательной программы
- Выявить одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- Создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- Привить детям знания, умения и навыки в области хорового пения;
- Создать условия для приобретения детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- Привить навыки приобретения детьми опыта творческой деятельности;
- Передать детям духовные и культурные ценности народов мира и Российской Федерации;
- Подготовить одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
1.12.2.Приоритеты Образовательной программы
 обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.12.3.Задачи Образовательной программы
1. Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
2. Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
3. Формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
4. Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
5. Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
6. Выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного
музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему
труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
9

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности, в ДШИ создана развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность:
 выявления и развития перспективных детей в области музыкального искусства;
 организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, олимпиад,
концертов, творческих вечеров и др.);
 организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
 организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, а также с
Курганским областным музыкальным колледжем им. Д.Д.Шостаковича, реализующим основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
 использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
 эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
 построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом индивидуального развития детей;
 эффективного управления ДШИ.
II. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности
и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
2.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения аккомпанировать исполнению несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
10

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных
произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального
сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
2.3. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми
особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и
киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения
музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку
длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
11

- наличие первичных навыков анализа музыкального произведения с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда
(использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур) и т. п.;
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 1777 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Специальность и чтение с листа - 592 часа, УП.02.Ансамбль - 132 часа, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов; УП.04.Хоровой
класс – 345,5 часа; ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки - 98 часов,
УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным
годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2074 часа, в том числе по предметным областям
(ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Музыкальное исполнительство: 12 УП.01.Специальность и чтение с листа - 691 час,
УП.02.Ансамбль – 198 часов, УП.03.Концертмейстерский класс - 49 часов, УП.04.Хоровой класс – 345,5 часа; ОП.02.Теория и история
музыки: УП.01.Сольфеджио - 428 часов, УП.02.Слушание музыки - 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) 231 час, УП.04.Элементарная теория музыки – 33 часа.
2.4. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
2.4.1. Специальность и чтение с листа:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности
фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и
жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
 знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

12

 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах
работы над исполнительскими трудностями;
 наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
 наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
2.4.2. Ансамбль:
 сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
 знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений
симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального
репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому
исполнительству на разнообразной литературе;
 знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики,
романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным
содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
2.4.3. Концертмейстерский класс:
 сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля,
творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
 знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования
солисту;
 умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с
транспонированием;
 умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом
материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
 навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
 наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
2.4.4. Хоровой класс:
 знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;
13

 умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
 навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и
хоровым коллективом;
 сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений
отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
 наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
2.4.5. Сольфеджио:
 сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса,
сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей,
способствующих творческой самостоятельности,
 умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней
трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
 умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
 умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
2.4.6. Слушание музыки:
 наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
 способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
 умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные
связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
2.4.7








Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов
различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими
видами искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений, жанров;
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
14

 знание профессиональной музыкальной терминологии;
 сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
 умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
 умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
 навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать
ассоциативные связи с другими видами искусств.
2.4.8. Элементарная теория музыки:
 знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение,
модуляция);
 первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
 умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
III.СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные
опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных
опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится
в свидетельство об окончании ОУ.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу:
«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно;
Музыкальное исполнительство
15

Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
16

-

отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.

Теория и история музыки
Сольфеджио
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки:

чистота интонации;

ритмическая точность;

синтаксическая осмысленность фразировки;

выразительность исполнения;

владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:

владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;

владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:

умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки:

не достаточно чистая интонация;

не достаточная ритмическая точность;

синтаксическая осмысленность фразировки;

выразительность исполнения;

не достаточное владение навыками пения с листа;
17

- ритмические навыки:

владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;

не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов
музыкальной речи;
- творческие навыки:

умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:

не точная интонация;

не достаточная ритмическая точность;

синтаксическая осмысленность фразировки;

не достаточная выразительность исполнения;

слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:

слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов
музыкальной речи;

слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
- творческие навыки:

не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:

не точная интонация;

ритмическая неточность;

отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
18


не выразительное исполнение;

не владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:

не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:

не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов
музыкальной речи;

не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:

не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки,
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;
- не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
19

IV.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Нормативный срок обучения – 8 лет.
Программа «Фортепиано» включает в себя учебные планы, которые являются её неотъемлемой частью:
- учебный план с нормативным сроком освоения 8 лет;
Программа «Фортепиано» устанавливает освоение следующих учебных предметов в соответствии с учебным планом:
1. В области музыкального исполнительства:
- специальность и чтение с листа
- ансамбль
- концертмейстерский класс
- хоровой класс
- вокальный ансамбль/сольное пение
- дополнительный инструмент (гитара, синтезатор, гармонь, аккордеон, баян)
2. В области теории и истории музыки:
- сольфеджио
- слушание музыки
- музыкальная литература
- элементарная теория музыки
Учебные планы, определяют содержание и организацию образовательного процесса в МБУ ДО «Частоозерской школе искусств» по
программе, разработаны с учетом преемственности образовательных программ в области музыкального искусства среднего
профессионального и высшего профессионального образования, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального
творческого развития обучающихся. Учебные планы программы предусматривают максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку
обучающихся.
Учебный план разработан на основании ФГТ, в соответствии с графиками образовательного процесса МБУ ДО «Частоозерской
школы искусств» и сроков обучения по программе, а также отражают структуру программы, установленную ФГТ, в части:
- наименования предметных областей и разделов;
- форм проведения учебных занятий;
20

- проведения консультаций;
- итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям,
формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку
обучающихся).
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, предусмотренный программой не превышает 26 часов в неделю. Общий
объем аудиторной нагрузки обучающихся (без учета времени, предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие
обучающихся в творческой и культурно-просветительской деятельности МКУ ДО «Частоозерской школы искусств» не превышает 14 часов
в неделю.

ПО.01.
ПО.01.УП.01

Аудиторные
занятия
(в часах)

2065

1934,5

2706,5

1588

1118,5

1777

1185

8-й класс

3999,5

32

7-й класс

1934,5-2180,5

8

6-й класс

20652246

6

5-й класс

3999,54426,51)

Групповые
занятия
Мелкогрупп
овые
занятия
Индивидуал

Структура и объем
ОП

5

4-й класс

1-й класс
10

4

3-й класс

Экзамены
9

3

2-й класс

ьные
занятия
Зачеты,
контрольные
уроки
7

2

Обязательная
часть
Музыкальное
исполнительство
Специальность и
чтение с листа 3)

Распределение по годам обучения

2)

Трудоемкост
ь в часах

1

Наименование
частей, предметных
областей, учебных
предметов

Самосто
ятельная
работа

Трудоемкост
ь в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максима
льная
учебная
нагрузка

Промежуточ
ная
аттестация
(по учебным
полугодиям)

11
12
13
14
15
16
17
Количество недель аудиторных занятий
33

33

33

33

33

33

33

2,5

2,5

Недельная нагрузка в часах

592

1,3,5
…-15

2,4
,6

2

2

2

2

2,5

2,5

21

…
14
ПО.01.УП.02

Ансамбль

330

198

ПО.01.УП.03

Концертмейстерски
й класс4)

122,5

73,5

ПО.01.УП.04

Хоровой класс4)

477

131,5

ПО.02.

Теория и история
музыки

1333

675

8,10,
14

132
49
345,
5

12,14,
16

147

49

98

346,5

165

181,5

10-16

Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:

3909

ПО.02.УП.02

Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум
предметным областям:
Вариативная
В.00.
часть5)
В.01.УП.01
Ритмика4)
Основы
В.02.УП.02
импровизации
В.03.УП.03
Элементарная

839,5

461

378,5

1976

1

1
1

1/0

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1
1

1

1

1

1,5

658

Слушание музыки
Музыкальная
литература
ПО.02.УП.03
(зарубежная,
отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:

Сольфеджио

1

14-16

211,1315
6

ПО.02.УП.01

1

12

1933

6

6,5

65

6,5

7,5

7,5

1933

10,
5

12

13

13,
5

15,
5

16,
5

1

1

44
427

181

246

65

-

65

164

82

х

66

33

33

4
82

15
16

8,5/
9
17,
5/1
9

9,5
19,
5

3

1

1

1/0
1
22

теория музыки
История искусства
(изобразительного,
В.04.УП.04
театрального,
киноискусства)
В.05.УП.05
Ансамбль
Дополнительный
В.06.
инструмент6)
В.07.
Сочинение
Электронная
В.08.
музыка
Музыкальная
В.09.
информатика
Народное
В.10.
музыкальное
творчество
Всего аудиторная нагрузка с
учетом вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учетом вариативной части:7)
Всего количество контрольных
уроков, зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации8)
К.03.01.
Специальность
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественна
)
Ансамбль/Ко
К.03.04.
нцертмейсте

49,5

16,5

82,5

49,5

33

16
33

1

16

1

1

1

1

2022,5

7

7,5

6,5

7

7,5

7,5

9,5

2022,5

12

12,
5

11,
5

15

16,
5

18,
5

22

х
х
х
х
х

4268,5

2246

37
158

-

9

158
62
20

12/
11
26/
21,
5

6

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
8
8
2
2
2
2
4
4

10

2

6

2

2

2

2

8
4

4

2
23

К.03.05.
А.04.00.

рский класс
Сводный хор
Аттестация

Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая
ИА.04.02.
аттестация
ИА.04.02.01.
Специальность
ИА.04.02.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная,
отечественная)
Резерв учебного времени8)
ПА.04.01.

60

4

8

8

8

8

1

1

1

8

8

8

Годовой объем в неделях
7

1

1

1

1

2

2

1
0,5
0,5
8

1

1

1

1

1

1

1

1

Примечание к учебному плану
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия. 2. При
реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального
искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из
обучающихся 2– 4-х классов; хор из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение
хоровых групп. 3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в
области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения
музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 4. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает
привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся ДШИ или, в случае
их недостаточности, работники ДШИ. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника ДШИ планируются концертмейстерские часы
в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету. 5. Объем самостоятельной работы
обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего
образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов;
24

«Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час
в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.

Бюджет времени в неделях:

I

Аудиторные занятия, в том
числе промежуточная
аттестация в виде зачетов и
контрольных уроков
32

II

33

1

1

17

52

III

33

1

1

17

52

IV

33

1

1

17

52

V

33

1

1

17

52

VI

33

1

1

17

52

VII

33

1

1

17

52

VIII

33

-

1

2

4

40

Итого:

263

7

8

2

124

404

Классы

Промежуточная
аттестация
(экзаменационная)

Резерв учебного
времени

1

Итоговая
аттестация

Каникулы

Всего

1

18

52

25

V.Календарно-учебный график по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе «Народные инструменты»
2. Сводные данные
по бюджету
времени в неделях

1.Календарно-учебный график

3–9

10 – 16

17 – 23

24 – 31

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

III
ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
Занятия -

Резерв учебного
времени - Р

Промежуточная
аттестация - Э

Итоговая
Аттестация -

32
33
33
33
33
33
33
33
26
3

1
1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
1
1

2

7

8

2

Всего

20 – 26

27.07 – 2.08

=

=

э
э
э
э
э
э
э

Каникулы

6 – 12

13 – 19

=

р
р
р
р
р
р
р
р

Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

22 – 28

29.06 – 5.07

=
=
=
=
=
=
=

25 – 31

15 – 21

Август

1–7

Июль

8 – 14

Июнь

18 – 24

4 – 10

11 – 17

20 – 26

=

Май

27.04. – 3.05

=

6 – 12

=

=
=
=
=
=
=
=
=

13 – 19

=

23 – 29

=

Апрель

30.03 – 5.04

=

16 – 22

=

2 –8

=

9 – 15

=

16 – 22

=

=

=

Март

23.02 – 1.03

=

2 –8

=

19 – 25

=

=

26.01 – 1.02

5 – 11

=

12 – 18

22 – 28

=
=
=
=
=
=
=
=

9 – 15

Феврал
ь

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

29.09 – 5.10

22 – 28

15 – 21

1–7

8 – 14

Классы
1
2
3
4
5
6
7
8

13 – 19

Октябр
ь

Сентябрь

18
17
17
17
17
17
17
4
12
4

52
52
52
52
52
52
52
40
40
4

Каникулы - =
III

26

V.Программа творческой, методической и культурно-просветительской
(концертно-фестивальной) деятельности

1.1. Программа творческой деятельности
Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащихся школы искусств это – публичное
выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует
лучшие качества учащихся, помогает ощутить себя в новом творческом состоянии, а также понять общественную значимость своего труда и
увидеть его результат. Использование, наряду с традиционными академическими концертами (промежуточная аттестация),
предусмотренными программой, разных форм открытых концертов: классных и школьных; выступления перед родителями, товарищами в
школе или в детском саду; участие в конкурсах и фестивалях – даёт возможность всем обучающимся найти свою концертную площадку,
своего слушателя, а, следовательно, способствует оживлению образовательного процесса, росту интереса к обучению, творческого развития,
расширению рамок репертуара юных музыкантов.
Профессиональная направленность образования в ЧШИ предполагает организацию творческой деятельности путём проведение конкурсов,
фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений. Учащиеся имеют
возможность выступлений во всех мероприятиях, проводимых в ЧШИ.
Творческая практика учащихся и выпускников школы реализуется на уровне сольных концертов, концертов- лекций, реализуемых на
базе ЧШИ. Это способствует развитию ранней профессиональной подготовки учащихся, повышению уровня их творческой подготовки.
Ежегодно обучающиеся участвуют в конкурсах различного уровня.
Творческий потенциал постоянно действующего творческого коллектива преподавателей является мощным резервом воспитательной
системы и наглядным примером для детей творческого взаимодействия и сотрудничества.
Один из принципов, по которому живет и работает ЧШИ – это принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная
творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребенок
выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.
1.2.
Целью программы творческой деятельности является повышение уровня общей и музыкально-эстетической культуры
обучающихся ЧШИ, мотивация к творчеству. Программа направлена на духовно-нравственное развитие личности, формирование
эстетического вкуса, потребности к самообразованию.
Задачами программы являются:
 Сочетание культурного просвещения с самообразованием обучающихся;
 Формирование широкого общехудожественного и музыкального кругозора, совершенствование эстетического вкуса;
27



Создание условий для совместной интеллектуальной и творческой деятельности ребенка и образовательного учреждения, в том числе
в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-

нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
1.3.

Программа методической деятельности

Методическая деятельность - вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией
школы, преподавателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, поиска новых,
наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школе. Это то - связующее звено,
которое объединяет в единое целое всю систему работы школы.
Цель методической деятельности школы:
 способствовать повышению уровня профессионального мастерства преподавателей;
 помогать внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в практику работы школы;
 стимулировать развитие педагогического творчества.
Направления методической деятельности школы:
 Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства преподавателя с учётом основных направлений работы
школы;
 Информационное обеспечение образовательного процесса, издательская деятельность;
 Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.
Основные задачи методической деятельности школы:
 создание оптимальных условий для развития личности каждого обучающегося в различных видах деятельности сообразно с его способностями,
интересами, возможностями, а также потребностями общества;
 применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий, включающих в себя
воспитательные, развивающие и обучающие цели;
 индивидуализация обучения – основной процесс раскрытия индивидуальности личности обучающегося в специально организованной учебной
деятельности;
 активизация работы преподавателей над методическими темами личного профессионального роста;
 создание психологического комфорта на уроках и для ученика, и для преподавателя с целью ориентации учебного процесса на достижение высоких
28

результатов обучения и воспитания обучающихся и совершенствования педагогического мастерства преподавателя.
В основу образовательного процесса в ЧШИ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над
приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений, находится в неразрывной связи с всесторонним универсальным
развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и
познавательных сил.

1.4.

Программа культурно – просветительской деятельности

Культурно-просветительская деятельность детской школы искусств – это система мероприятий, содействующих воспитанию и
просвещению не только обучающихся школы, но и жителей села, подъёму их общего культурного уровня и организации досуга.
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ЧШИ является развитие творческих способностей обучающихся,
приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди населения,
приобщение их к духовным ценностям.
Нам принадлежит существенная роль выполнять задачи духовного воспитания и распространения культурных ценностей, так как за все
годы своего существования школа была и остается центром культуры, пропагандирующим классическую музыку и профессиональное
искусство, охватывая своей деятельностью все социальные слои населения нашего села.
В культурно- просветительской деятельности школы сложились хорошие традиции. Популярностью у жителей села пользуются:
- День открытых дверей;
- Отчетный концерт.
VII.Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано»
Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения планируемых результатов
освоения данной образовательной программы.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей
(законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления
личности школа создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

1.5.

29

- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и - организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, ОУ среднего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования
в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
- построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта
Российской Федерации;
- эффективного управления образовательного учреждения.
7.2. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений
культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебнометодическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
7.3.Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд МБУ ДО «ЧШИ» укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной
учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями.
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый
обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
30

7.4. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих
образовательный процесс по данной образовательной программе. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное
образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее
профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3
недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных
программ.
Педагогические работники МБУ ДО «ЧШИ» проходят не реже чем один раз в три года профессиональную переподготовку или
повышение квалификации. Педагогические работники школы также осуществляют творческую и методическую работу.
7.5. При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» школа создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательные программы в области
музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых
ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано»,
использования передовых педагогических технологий.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».