Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Частоозерская детская школа искусств» «СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом МБУ ДО «ЧДШИ» Протокол № 10 от 30.08.2023 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО «ЧДШИ» ______________ Ю.С.Ступина приказ № 39 от 30.08.2023 г. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» с. Частоозерье 2023 год. 1 Разработчик: Безгодов Сергей Анатольевич - преподаватель МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» Рецензент ______ директор МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств» Ступина Юлия Сергеевна (Ф.И.О, должность) Рецензент ____________________________________________________________ (Ф.И.О, должность) Программа составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства – Духовые и ударные инструменты (Утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 165). 2 Структура программы I. Пояснительная записка II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Духовые и ударные инструменты» III. Учебный план. IV. График образовательного процесса V. Программы учебных предметов VI. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения обучающимися образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности школы VIII. Требования к условиям реализации программы «Духовые и ударные инструменты» 3 I. Пояснительная записка 1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального определяет искусства «Духовые и ударные инструменты» (далее – программа) содержание и организацию образовательного процесса в МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств»( далее-ДШИ). 1.1. Настоящая программа составлена в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной искусства «Духовые и ударные программе в области музыкального инструменты, (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №165, «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012 № 86. ФГТ «Духовые и ударные инструменты» устанавливают обязательные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе. 1.2. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: - выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых (труба, саксофон, тенор, баритон, туба) и ударных инструментах, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности; - приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; - приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового оркестра; 4 - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. 1.3. Программа разработана с учетом: - обеспечения преемственности программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства; - сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. 1.4. Программа ориентирована на: - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; - выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 1.5. Срок освоения программы для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести с половиной до девяти лет, составляет 8 лет, в возрасте с десяти до двенадцати лет составляет 5 лет. ДШИ имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. 5 1.6. При реализации программы со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой класс составляет 39 недель, в выпускном классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по седьмой классы составляет 33 недели. Продолжительность учебного года по программе со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый класс составляет 39 недель, в выпускном классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по четвертый классы составляет 33 недели. Программой предусмотрены каникулы для обучающихся: - в течение учебного года в объеме не менее 4х недель; - летние каникулы в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, летние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 1.7. При приеме на обучение по программе в ДШИ проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения программы «Духовые и ударные инструменты», в соответствии с Положением о приеме учащихся в ДШИ. Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются ДШИ самостоятельно. До проведения отбора ДШИ вправе проводить предварительные прослушивания консультации в порядке, установленном ДШИ самостоятельно. Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний (экзаменов), содержащих творческие задания, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на инструменте. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Духовые и ударные инструменты» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено. 1.8. Оценка качества образования по программе «Духовые и ударные инструменты» производится на основе ФГТ «Духовые и ударные инструменты» и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Освоение обучающимися программы «Духовые и ударные инструменты», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДШИ. К итоговой аттестации допускаются выпускники, освоившие программу «Духовые и ударные инструменты» в полном объеме, прошедшие промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана. Итоговая аттестация выпускников проводится в форме выпускных экзаменов в соответствии с Положением о «Порядке и формах проведения итоговой аттестации выпускников ДШИ разработанным на основании «Положения о порядке и формах 6 проведения итоговой предпрофессиональным аттестации обучающихся общеобразовательным программам по в дополнительным области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012г. № 86, и утвержденным приказом директора ДШИ. 1.9. Обучение по программе «Духовые и ударные инструменты» ведется на русском языке. II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы «Духовые и ударные инструменты» Минимум содержания программы «Духовые и ударные инструменты» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально - исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. 2.1. Планируемые результаты освоения программы составлены на основании ФГТ «Духовые и ударные инструменты» и должны обеспечивать целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства: - знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства; - знания музыкальной терминологии; - умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на духовом инструменте; - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на духовом инструменте; - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на духовом инструменте; - умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на духовом инструменте; - навыков игры на духовом инструменте несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров; - навыков импровизации на духовом инструменте, чтения с листа несложных музыкальных произведений на духовом инструменте и на фортепиано; 7 - навыков подбора по слуху; - первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; - навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых); в области теории и истории музыки: - знания музыкальной грамоты; - знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений; - первичные знания в области строения классических музыкальных форм; - умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на духовом инструменте, а также фортепиано; - умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; - навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды; - навыков восприятия элементов музыкального языка; - навыков анализа музыкального произведения; - навыков записи музыкального текста по слуху; - навыков вокального исполнения музыкального текста; - первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста. 2.2. Результаты освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Духовые и ударные инструменты» по учебным предметам обязательной части должны отражать: 2.2.1. ПО.01.УП.01. Специальность: - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности духового инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; - знание репертуара для духового инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями; - знание художественно-исполнительских возможностей духового инструмента; - знание профессиональной терминологии; - умение читать с листа несложные музыкальные произведения; 8 - навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; - навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; - наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; - наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; - наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста. 2.2.2. ПО.01. УП.02. Ансамбль: – сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; – знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному исполнительству; – навыки по решению музыкально - исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. 2.3.3. ПО.01. УП.03. Фортепиано: - знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; - владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу. 2.2.4. ПО.01. УП.04. Хоровой класс: - знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; - умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; - навыки коллективного хорового исполнительского творчества; 9 - сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; - наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива. 2.2.5. ПО.02. Теория и история музыки (далее ПО.02.). УП.01. Сольфеджио: - сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: - знание профессиональной музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; - умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; - навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). 2.2.6. ПО.02. УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная): - первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; - знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; - умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; - навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; - знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры; - знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; 10 - знание профессиональной музыкальной терминологии; - сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; - навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. 2.2.7. ПО.02. УП.04. Элементарная теория музыки: - знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); - первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала; - умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения; - наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур). III. Учебные планы 3.1.Программа «Духовые и ударные инструменты» включает в себя учебные планы, которые являются её неотъемлемой частью: - учебный план с нормативным сроком освоения 8 лет; - учебный план с нормативным сроком освоения 5 лет.. Учебные планы, определяют содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ по программе «Духовые и ударные инструменты», разработаны с учетом преемственности образовательных программ в области музыкального искусства среднего профессионального и высшего профессионального образования, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального творческого развития обучающихся. Учебные планы программы «Духовые и ударные инструменты» предусматривают максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся. Учебные планы разработаны на основании ФГТ, в соответствии с графиками образовательного процесса ДШИ и сроков обучения по программе «Духовые и ударные инструменты», а также отражают структуру программы «Духовые и ударные инструменты», установленную ФГТ, в части: 11 - наименования предметных областей и разделов; - форм проведения учебных занятий; - проведения консультаций; - итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся). Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, предусмотренный программой «Духовые и ударные инструменты» не превышает 26 часов в неделю. Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся (без учета времени, предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие обучающихся в творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ) не превышает 14 часов в неделю. Учебный план программы «Духовые и ударные инструменты» содержит следующие предметные области (далее – ПО): - ПО.01.Музыкальное исполнительство; - ПО.02.Теория и история музыки и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов (далее – УП). Объем времени вариативной части, предусмотренный учебными планами программы «Духовые и ударные инструменты» на занятия обучающихся с присутствием преподавателя в соответствии с ФГТ не превышает 60% от объема времени предметных областей обязательной части программы, предусмотренного на аудиторные занятия. 3.2. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной и вариативной частей объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом: ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Учебный план ДПОП «Духовые и ударные инструменты» (срок обучения 8 лет; ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Учебный план ДПОП «Духовые и ударные инструменты» (срок обучения 5 лет. 12 4.График образовательного процесса 4.1. График образовательного процесса определяет его организацию и отражает: срок реализации программы «Духовые и ударные инструменты», бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, сводные данные по бюджету времени. 4.2. При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется Уставом ДШИ и составляет 40 минут. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - График образовательного процесса ДПОП «Духовые и ударные инструменты». Нормативный срок обучения – 8 лет; ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - График образовательного процесса ДПОП «Духовые и ударные инструменты». Нормативный срок обучения – 5 лет; 5. Программы учебных предметов 5.1. Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью программы «Духовые и ударные инструменты», разработанной педагогическим коллективом ДШИ. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету самостоятельно, в соответствии с учебным планом программы «Духовые и ударные инструменты» срок обучения – 5 и 8 лет, прошли обсуждение на заседании педагогического совета ДШИ. 5.2.Программы учебных предметов выполняют следующие функции: -нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; -процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; -оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. 5.3. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: - титульный лист - пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного 13 времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; - учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов: (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература); - содержание учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, систему оценок; - методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения. - список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета. В программах общеобразовательной учебных предметов программы дополнительной «Духовые и ударные предпрофессиональной инструменты» отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания. 5.4. Перечень программ учебных предметов по предметным областям обязательной и вариативной части: 1.Аннотация на программу по учебному предмету ПО.01. УП.01. «Специальность» Структура программы 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи учебного предмета. 3. Объем учебного времени и виды учебной работы. 4. Учебный план. 5. Примерный тематический план и содержание учебного предмета. 6. Методические рекомендации. 7. Требования к уровню подготовки учащихся. 8. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета. 9. Творческое развитие учащихся. 10.Требования к условиям реализации программы. 11.Список литературы. 14 12.Приложения: Примерный репертуарный список, Требования для технических зачётов (по классам), Годовые требования по классам, График аттестации (помесячный). Цели и задачи учебного предмета. На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и определить основные направления работы с этими обучающимися: - Выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития; - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых и ударных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; - воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования; - приобретение учениками опыта творческой деятельности; - владение духовными и культурными ценностями народов мира. Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. В результате изучения дисциплины учащийся должен уметь: читать с листа и транспонировать музыкальные произведения разных жанров и форм в соответствии с программой, использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, анализировать исполняемые произведения, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приемы, применять элементарные навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста. По окончании курса обучения выпускник должен показать: 1. Высокий уровень развития внутреннего слуха (музыкально-слуховых представлений); 2. Самостоятельное, активное творческое мышление; 3. Развитые художественно-артистические способности; 4. Высокий уровень технического развития; 5. Развитый музыкальный слух (звуковысотный, мелодический, полифонический, темброво-динамический); 6. Владение средствами музыкальной выразительности; 7. Владение основами анализа произведения, особенностей стиля; 8. Умение самостоятельно выучить произведение средней сложности. 15 2.Аннотация на программу по учебному предмету ПО.01. УП.02.Ансамбль Структура программы учебного предмета: I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета; Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию учебного предмета; Форма проведения учебных аудиторных занятий; Цели и задачи учебного предмета; Обоснование структуры программы учебного предмета; Методы обучения; Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы. Целью учебного предмета является: - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства. Задачами учебного предмета являются: - решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); - стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой 16 активности при игре в ансамбле; - формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; - развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности; - обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; - приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; - расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями; - формирование качеств активного пропагандиста музыкального искусства в обществе; Результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль» является уровень подготовки обучающихся, который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков: - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; - знание ансамблевого репертуара; - знание художественно-исполнительских возможностей инструмента; - знание профессиональной терминологии; - наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки; - навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма; - навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании; - наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; - наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста. 3.Аннотация на программу по учебному предмету ПО.01. УП.03. «Фортепиано» Структура программы I. Пояснительная записка 17 - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета. II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам. III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки. V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы - Список рекомендуемой нотной литературы; - Список рекомендуемой методической литературы. Цели и задачи учебного предмета Цели: - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства; - стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности; Задачи: - приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста; - умение подбирать по слуху любимые песни, сопровождение к мелодии по буквенным обозначениям. Результатом освоения учебного предмета является приобретение обучающимися следующих знаний и умений: - знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано; 18 - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; - владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу. 4. Аннотация на программу по учебному предмету УП.04.Хоровой класс Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учеников. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: - уметь: - работать в ансамбле; - читать хоровые партитуры. знать: - основные исторические вехи развития хорового искусства; - различные стили и жанры хорового пения; - хоровой репертуар для детских хоровых коллективов. ПО.02.Теория и история музыки: 5. Аннотация на программу по учебному предмету ОП.02. Сольфеджио Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 19 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно -экзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: - сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры; - сочинять подголоски или дополнительные голоса в зависимости от жанровых особенностей музыкального примера; - записывать музыкальные построения средней трудности, используя навыки слухового анализа; - гармонизовать мелодии в различных стилях и жанрах; - слышать и анализировать гармонические и интервальные цепочки; - доводить предложенный мелодический или гармонический фрагмент до законченного построения; - применять навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; - демонстрировать навыки выполнения различных форм развития музыкального слуха в соответствии с программными требованиями; - выполнять гармонический анализ музыкального произведения; знать: - особенности ладовых систем; - основы функциональной гармонии; - закономерности формообразования; - формы развития музыкального слуха: диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, сольфеджирование. 6.Аннотация на программу по учебному предмету ПО2. УП.03. «Музыкальная литература (отечественная и зарубежная)» 20 Пояснительная записка 1. Предмет музыкальная литература является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДМШ и ДШИ, определяющих своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования. Этот предмет прошел длительный путь развития и высокую динамику перемен в общественной жизни, характерный для современного общества, что делает необходимым обновление и совершенствование форм и содержания учебного процесса с тем, чтобы содержание образования в области музыкально искусства продолжало соответствовать стоящим перед ней задачам. Основная задача музыкальной литературы – создание основы для формирования комплекса особых художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой как видом искусства. Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознание индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДШИ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений. Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, суть его содержания. Качество их усвоения обучающимися, в конечном счете, будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы. Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значить осмыслить услышанное. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения, которое учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности. 2. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая. 21 Цель программы: формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей. Задачи программы: - формирование слушательских умений и навыков обучающихся; - поддержание познавательного интереса обучающихся; - приобщение обучающихся к постижению музыкального искусства; - введение личности обучаемого в художественную культуру; - формирование готовности и способности к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей; - способствование всестороннему развитию учащегося. 7.Аннотация на программу по учебному предмету ПО.2. УП.03. Элементарная теория музыки Структура программы: 1. Цель и задачи дисциплины. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности. 4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования). 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 7. Методические рекомендации преподавателям. 8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 9. Перечень основной учебной литературы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: уметь: - анализировать нотный текст с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и модуляций); гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии); фактурного изложения материала (типы фактур); типов изложения музыкального материала; 22 - использовать навыки владения элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде; знать: - понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы; - типы фактур; - типы изложения музыкального материала. 8.Аннотация на программу на программу по учебному предмету В.01. УП.01. «Оркестровый класс» Пояснительная записка Оркестровый класс является одной из важнейших дисциплин направления подготовки обучающихся по программе «Духовые и ударные инструменты». Курс оркестрового класса опирается на комплекс знаний, получаемых обучающимися при изучении цикла музыкально-теоретических и музыкально-практических дисциплин учебного плана. Решение творческих задач, возникающих в процессе репетиции, обусловливают необходимость проведения занятий в оркестровом классе в строго определенной организационно-методической последовательности. Эта последовательность складывается из ряда стадий репетиционного процесса. В ее основе лежат главнейшие дидактические и методические принципы: от простого к сложному, от общего к частному, от частного к общему. Соблюдение этих принципов заключается в умении руководителя определить степень сложности изучаемого материала, возможность и целесообразность включения его в репертуар оркестра, в определении верных путей его усвоения. Процесс изучения произведения и связанная с этим творческая работа руководителя оркестра слагается из трех этапов: детальное изучение произведения по партитуре и подготовка к репетиции; планирование и проведение оркестровых репетиций; концертное исполнение произведения. Помогая обучающимся обязан овладевать навыками и приемами оркестровой игры, дирижер неизменно подчинять работу над техникой исполнения высоким целям художественной выразительности исполняемого произведения. Более полному раскрытию музыкального образа поможет знакомство обучающихся с историей создания и содержанием исполняемых произведений, формой и стилем. исполнению Художественному способствует постоянное внимание руководителя оркестрового класса к работе. 23 К концу каждого учебного года должна быть подготовлена программа, с которой оркестровый коллектив отчитывается в форме концертного выступления. Цели и задачи Курс оркестрового класса, ставя перед учебного собой предмета художественно-эстетические и музыкально-образовательные цели, способствует общемузыкальному развитию. Занятия в оркестровом классе позволяют совершенствовать специальные практические навыки игры на инструменте, приобретенные в классе специальности. Данный курс обучения предусматривает также развитие ансамблевых навыков игры в составе оркестра. Процесс работы в оркестровом классе слагается из решения многих исполнительских задач. Главная из них – выявление идейно-художественного содержания произведения в его реальном звучании. Другими задачами, способствующими решению основной, являются: - достижение исполнительского ансамбля (темповая, ритмическая, агогическая и динамическая согласованность) в группах и в оркестре; - совершенствование необходимых исполнительских навыков музыкантов. В результате изучении предмета «оркестровый класс» обучающиеся должны приобрести ансамблевые навыки игры в составе оркестра: уметь исполнять свою партию со всеми указаниями; слышать себя и остальные голоса оркестра; соблюдать точности ритмического ансамбля и равновесие динамики; понимать жест дирижера и выполнять его указания на инструменте; приобрести навыки точной настройки инструмента; развить гармонический, полифонический, тембровый слух и чувство ритма. 6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 6.1.Оценка качества образования по программе «Духовые и ударные инструменты» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся по программе «Духовые и ударные инструменты» используются: - контрольные работы, письменные и устные опросы, академические концерты, зачеты, в т.ч. технические, прослушивания и др. 6.2. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по программе «Духовые и ударные инструменты» и проводится в соответствии с «Положением по организации текущего контроля успеваемости, порядке и 24 формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий в соответствии с графиком образовательного процесса, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: -качества реализации образовательного процесса; -качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; -уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме: -зачетов в т.ч. технических, -экзаменов. Зачёты и экзамены по программе «Духовые и ударные инструменты» проходят в Школе в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов программы «Духовые и ударные инструменты» по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая по окончанию освоения обучающимся учебных предметов программы «Духовые и ударные инструменты» заносится в свидетельство об окончании Школы. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются Школой самостоятельно на основании ФГТ «Духовые и ударные инструменты». Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2» Использование минусов при выставлении оценок «5», «4», «3» допускается при мелких, незначительных несоответствиях оценочным критериям. Использование плюсов при выставлении оценок «5», «4», «3» допускается в рамках похвалы за проявленные успехи обучающимся при выполнении промежуточной аттестации. Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: 25 «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; 6.3.Порядок выставления оценок: -Текущая отметка выставляется в классный журнал. -По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые отметки. -Полугодовые и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по классам. -Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений, обучающихся в образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом и программой. -Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения. 6.4. Освоение обучающимися программы «Духовые и ударные инструменты», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой МБУ ДО «Частоозерская школа искусств». К итоговой аттестации допускаются выпускники, освоившие программу «Духовые и ударные инструменты» в полном объеме, прошедшие промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана. Итоговая аттестация выпускников по программе «Духовые и ударные инструменты» проводится в соответствии с Положением о «Порядке и формах проведения итоговой аттестации выпускников МБУ ДО «Частоозерская школа искусств» разработанным на основании «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации общеобразовательным обучающихся программам в по дополнительным области искусств», предпрофессиональным утвержденном Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012г. приказом № 86, и утвержденным приказом руководителя Школы, в форме выпускных экзаменов по учебным предметам обязательной части программы «Духовые и ударные инструменты»: 1) Специальность; 2) Сольфеджио; 3) Музыкальная литература. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами составляет три календарных дня. Фонды оценочных средств программы «Духовые и ударные инструменты», разработанные преподавателями ДШИ для проведения промежуточной и/или итоговой аттестации обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и 26 степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: - знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; - знание профессиональной терминологии, репертуара, в том числе ансамблевого; - достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм, и жанров зарубежных и отечественных композиторов; - умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения; - наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. 6.5. Критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют -определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; -оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; -оценить обоснованность изложения ответа; - оценить уровень приобретенных знаний, умений и навыков, в т.ч. исполнительских, в процессе освоения/по завершению освоения программы «Духовые инструменты»; ПО.01. Музыкальное исполнительство Оценка «5» («отлично»): - артистичное поведение на сцене; - увлечённость исполнением; - художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; - слуховой контроль собственного исполнения; - корректировка игры при необходимой ситуации; - свободное владение специфическими технологическими видами исполнения; 27 - убедительное понимание чувства формы; - выразительность интонирования; - единство темпа; - ясность ритмической пульсации; - яркое динамическое разнообразие. Оценка «4» («хорошо»): - незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; - грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; - недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; - стабильность воспроизведения нотного текста; - выразительность интонирования; - попытка передачи динамического разнообразия; - единство темпа. Оценка «3» («удовлетворительно»): - неустойчивое психологическое состояние на сцене; - формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; - слабый слуховой контроль собственного исполнения; - ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач; - темпо-ритмическая неорганизованность; - слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов; - однообразие и монотонность звучания. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - частые «срывы» и остановки при исполнении; - отсутствие слухового контроля собственного исполнения; - ошибки в воспроизведении нотного текста; - низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; - отсутствие выразительного интонирования; - метро-ритмическая неустойчивость. ПО. 02. Теория и история музыки УП.01. Сольфеджио, элементарная теория музыки 28 Оценка «5» («отлично»): - вокально-интонационные навыки: чистота интонации; ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки; выразительность исполнения; владение навыками пения с листа; - ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; - творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «4» («хорошо»): - вокально-интонационные навыки: не достаточно чистая интонация; не достаточная ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки; выразительность исполнения; не достаточное владение навыками пения с листа; - ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; недостаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; 29 - творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «3» («удовлетворительно»): - вокально-интонационные навыки: нечистая интонация; недостаточная ритмическая точность; синтаксическая осмысленность фразировки; недостаточная выразительность исполнения; слабое владение навыками пения с листа; - ритмические навыки: слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; - творческие навыки: неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - вокально-интонационные навыки: нечистая интонация; ритмическая неточность; отсутствие синтаксической осмысленности фразировки; невыразительное исполнение; невладение навыками пения с листа; - ритмические навыки: 30 не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; - слуховой анализ и музыкальный диктант: невладение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; невладение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; - творческие навыки: неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; - не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям. Музыкальная литература Оценка «5» («отлично»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «4» («хорошо»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - недостаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «3» («удовлетворительно»): - неполные знания музыкального, исторического и теоретического материала; - неуверенное владение музыкальной терминологией; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - незнание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - невладение музыкальной терминологией; - неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. 31 7. Программа творческой и культурно - просветительской деятельности 7.1. Программа творческой и культурно-просветительской деятельности (далее программа ТКД) разрабатывается приказом директора ДШИ на каждый учебный год самостоятельно, утверждается и является неотъемлемой частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», реализуемой в ДШИ и отражается в общем плане работы учреждения в соответствующих разделах. 7.2. Цель программы: - создание в ДШИ комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а также духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности. Задачи программы: - Организация творческой деятельности обучающихся путем проведения мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих встреч, и др.); - Организация посещения обучающимися учреждений и организаций сферы культуры и искусства; - Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; - Использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; - Организация эффективной самостоятельной работу обучающихся при поддержке преподавателей образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся. -Обеспечение программы учебно-методической документацией по всем учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся. - Создание учебных творческих коллективов - Повышение качества педагогической и методической работы ДШИ через регулярное участие преподавателей в методических мероприятиях на региональном уровне, уровне методического объединения (мастер-классы, открытые методические мероприятия, 32 конкурсы, фестивали, концерты, творческие отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и методической работы педагогического коллектива ДШИ и сохранение педагогических традиций. 7.3. Творческая, методическая и культурно-просветительная деятельность обучающихся и преподавателей ДШИ осуществляется в счет времени отведенного на внеаудиторную работу обучающихся. 8. Требования к условиям реализации программы «Духовые и ударные инструменты» 8.1. Требования к условиям реализации программы «Духовые и ударные инструменты» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программе. 8.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, ДШИ создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность: выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства; организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательное учреждение среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся; построения содержания программы «Духовые и ударные инструменты" с учетом 33 индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации; эффективного управления ДШИ. 8.3.При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по восьмой классы составляет 33 недели. При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39 недель, в пятом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. 8.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 8.5. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). 8.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Духовые и ударные инструменты» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено. 8.7. ДШИ обеспечивает изучение учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на хор первых классов, младший хор, средний хор, старший хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ. 8.8. Программа «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам. 8.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности ДШИ. 34 Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. 8.10.Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. 8.11. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся и осуществляется в соответствии с «Положением о об аттестации учащихся». Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Духовые и ударные инструменты» проводится в форме выпускных экзаменов: - Специальность; - Сольфеджио; - Музыкальная литература. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: - знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; - знание профессиональной терминологии, репертуара для духовых и ударных инструментов, ансамблевого и оркестрового репертуара; - достаточный технический уровень владения духовым или ударным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров; 35 умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения; - наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. 8.12.Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд ДШИ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно - методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Духовые и ударные инструменты». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографических и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. 8.13.Реализация программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ 36 в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу. ДШИ создает условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Духовые инструменты», использования передовых педагогических технологий. 8.14. Материально-технические условия реализации программы «Духовые и ударные инструменты» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГГ. Для реализации программы «Духовые и ударные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: - концертный зал с роялем или фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием, библиотеку, - помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку), - учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, - учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (пианино, фортепиано, звукотехническое оборудование) - учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Специальность» и «Фортепиано» оснащены пианино или роялями, - учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями) и оформлены наглядными пособиями. ДШИ имеет комплект духовых инструментов для детей разного возраста. ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 37