РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧДШИ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Частоозерская детская школа искусств»

Принята решением
педагогического совета
№ 05 от «15» 08.2025г.

«Утверждаю»
пр. № 32 от 15.08.2025г.
Директор МБУ ДО «ЧДШИ»
Ступина Ю.С.__________

Рабочая программа
по воспитательной работе и внеурочной деятельности в МБУ ДО
«ЧДШИ»
«Искусство вокруг нас»
возраст обучающихся 7-18 лет
срок реализации 8 лет

подготовила
Ступина Юлия Сергеевна
преподаватель теоретических дисциплин
с.Частоозерье, 2025 год

1.Пояснительная записка
В настоящее время в России существенно изменились условия
деятельности учреждений дополнительного образования. Если в начале
третьего тысячелетия мы наблюдали такие явления, как демографический спад,
недооценка роли искусства как одного из важных средств воспитания и
развития личности, падение интереса родителей к художественному
образованию, вследствие чего уменьшилось число детей, поступающих в
школы искусств, то в последние годы в области творческого воспитания и
художественного образования наметились изменения.
Современная школа искусств – это тип образовательного учреждения,
назначение которого состоит в развитии способностей, заложенных в ребенке,
это открытая система, гуманистически ориентированная на реализацию
дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
общества, государства, это выдвижение на первый план общечеловеческих
ценностей и, в первую очередь, личности ребенка.
Основной задачей в школе искусств является обучение выявление и
развитие одаренных детей в области искусства. Творческое развитие ребенка, а
это и музыкальное и художественное, осуществляется не только в процессе
учебной деятельности, но и во внеклассной-воспитательной работе. Специфика
школы искусств диктует иную установку организации воспитательного
процесса: создание целостной культурной среды, взаимосвязанной с учебным
процессом. В этом случае само искусство становится средой для проведения
воспитательной и учебной работы.
В отличие от задач учебного процесса воспитательная работа внеурочной
деятельности строится на включении ребенка в окружающую его жизнь, а
также на развитии творческого потенциала личности. Привлекая детей к
участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даем им возможность
ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру
совместной деятельности, поэтому наполнение новым содержанием
воспитательного процесса в системе дополнительного образования является
актуальным, так как влияет на формирование растущей личности в целом. К
сожалению, эта сфера воспитания отстает от современных требований
педагогической и социокультурной сферы, так как в школах искусств
воспитательная работа внеурочной деятельности ведется в большинстве
случаев с опорой пусть на положительные, но устаревшие формы и методы
привлечения учащихся к творческой деятельности. Возникшее противоречие
выявило необходимость разработки инновационных форм и методов, критериев
оценки внеклассной работы в условиях учреждения дополнительного
образования.

2

2. Актуальность появления программы воспитательной работы и
внеурочной деятельности
Актуальность появления программы воспитательной работы и внеурочной
деятельности(далее-программы)
обусловлена
тем,
что
обучение
традиционными методами, замыкающимися на узкопредметных задачах,
перестали увлекать учащихся школы искусств, так как в них нельзя увидеть
моментов, открывающих перспективы обучения. Сегодня актуальной
проблемой является поддержание у детей интереса к учебе вообще, а тем более
к учебе в школе искусств. Чувство коллективизма, значимости и успешности
помогают сделать обучение интересным и наполнить его светлыми и
радостными моментами - и как раз в этом воспитательная работа и внеурочная
деятельность может сыграть не последнюю роль.
Данная программа определяет содержание, основные цели и задачи
воспитательной и внеурочной деятельности в МБУ ДО «Частоозерская детская
школа искусств»( далее- МБУ ДО«ЧДШИ») и направлена на воспитание
творческих способностей учащихся. Программа представляет систему
содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается
на принципы развивающего обучения и единства образовательной и
воспитательной среды.
Программа направлена на то, чтобы показать, как привлечение новых
форм внеклассной работы помогает обеспечить духовно-нравственное развитие
обучающихся в единстве урочной, внеклассно-воспитательной и внеурочной
деятельности в совместной педагогической работе школы искусств и семьи,
раскрыть таланты учащихся. При этом следует уделять внимание социализации
личности, способности к адаптации и самоопределению в новых условиях,
пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных
традиций.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества. Программа призвана
обеспечивать:
 создание
системы воспитательных мероприятий, позволяющих
обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
 формирование целостной образовательной среды, включающей все виды
внеурочной деятельность;
 формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Данная программа является комплексной по содержанию деятельности и
ориентирована на достижение результатов духовного и творческого развития
обучающихся:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать духовные и культурные ценности разных народов;
 формирование эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 воспитание в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной
3

требовательности;
 развитие творческих навыков и возможностей каждого ребенка;
 реализацию способностей одаренных детей в различных видах
творческой деятельности.
Предлагается учитывать и следующие факторы:
 запросы участников образовательного процесса, родителей (законных
представителей);
 уровень квалификации педагогических работников;
 качество обучающих программ;
 творческий подход в организации внеурочной деятельности
обучающихся.
В данной программе впервые сделана попытка систематизировать опыт
внеклассно-воспитательной работы в рамках документа, являющегося
инструментом по осуществлению воспитательного процесса в МБУ ДО
«ЧДШИ» в целях повышения качества дополнительного художественного
образования, охвата большего количества детей культурно-просветительской
деятельностью, повышения престижа МБУ ДО «ЧДШИ» в культурном
пространстве Частоозерского муниципального округа и за его пределами.
Новизна программы определяется тем, что в ней предлагаются
инновационные подходы к проблеме развития творческих способностей в
области искусств обучающихся во внеклассной и внеурочной деятельности,
указаны критерии и показатели ее успешной реализации, что открывает
возможности органичного включения воспитательных мероприятий в
образовательный процесс МБУ ДО «ЧДШИ». Инновационный характер
программы обеспечивается сочетанием традиционных подходов и современных
педагогических технологий обучения.
Практическая значимость программы состоит в понимании
внеклассной работы как фактора развития творческих способностей учащихся в
области искусств и социализации личности в МБУ ДО «ЧДШИ».
3.Срок реализации программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 7-18 лет. При
восьмилетнем курсе обучения срок реализации составляет 8 лет (I – VIII
классы). Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного
общего
образования
и
планирующих
поступление
в
профессиональные образовательные заведения в области музыкального
искусства, срок может быть увеличен на один год.
4.Объем времени для воспитательной работы с учащимися
Современные дети загружены в школе, - и в этом состоит проблема
привлечения детей к внеклассно-воспитательной работе в МБУ ДО «ЧДШИ»
из-за ограниченности свободного времени обучающихся. Тем не менее,
проведение классных часов из расчета 1 раз в четверть, нам представляется
вполне возможным. Кроме того, сюда следует включить участие в культурно4

просветительской деятельности, посещение музея, выставок, концертов и
участие в проектах.
Часы, отведенные на внеклассно-воспитательную работу в ДШИ, не
учитываются при определении нагрузки педагогов, но являются обязательными
для педагогической деятельности.
Форма проведения внеклассных мероприятий: индивидуальная и групповая
5.Цели и задачи воспитательной работы и внеурочной деятельности
Внеклассно-воспитательная работа в системе дополнительного
образования детей становится эффективной, если она соответствует интересам
и потребностям обучающихся, учитывает реальные возможности их
применения в конкретном учреждении, помогает ребенку сформировать
собственную значимость и активную позицию, стимулирует его саморазвитие,
помогает освоению системы культурных, духовных и нравственных ценностей
на основе которых ребенок будет выстраивать отношения с окружающим миром
и обществом, то есть направлена на духовно-нравственное развитие личности.
Основная цель воспитательной работы и внеурочной деятельности в
МБУ ДО «ЧДШИ»: создание условий для разностороннего развития личности
детей и подростков в избранной ими сфере деятельности на основе их
интересов и потребностей. Воспитание любителя искусства, владеющего
знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественноэстетической деятельностью; содействие личностному и профессиональному
самоопределению, адаптация к жизни в новых социальных условиях.
В соответствии с намеченной целью нами были определены следующие
задачи:
Воспитание общих творческих способностей
 развитие творческого потенциала каждого учащегося;
 развитие образного мышления, воображения, восприятия;
 развитие исполнительской воли и выдержки.
 приобщение к музыкальному творчеству посредством исполнения пьес
собственного сочинения.
 развитие способности реализовать себя в исполнительской деятельности;
 участие одаренных детей в культурно-просветительской работе;
 воспитание культуры исполнительского мастерства.
Воспитание качеств характера и творческой личности
 формирование нравственных качеств личности;
 воспитание
черт
характера:
трудолюбие,
целеустремленность,
собранность, доброжелательность;
 формирование коммуникативных способностей, умения работать в
коллективе путем участия в оркестровой и ансамблевой деятельности, в
разработке групповых проектов,
 обладание
чертами,
необходимыми
для
культуры
общения,
5

толерантности;
 воспитание психологической устойчивости, связанной с публичными
выступлениями, умение владеть собой в сложных ситуациях.
 воспитание личности, способной к созидательному и творческому труду.
Воспитание гражданственности и патриотизма:
 воспитание уважительного отношения к традициям и культуре разных
народов;
 воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и
культуре;
 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России и родного края.
Воспитание нравственных качеств:
 формирование представления о правилах поведения в образовательном
учреждении, дома, в общественных местах;
 уважительное отношение к родителям, представителям старшего
поколения;
 установление
дружеских
взаимоотношений
в
коллективе
со
сверстниками, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
 бережное, гуманное отношение ко всему живому.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни:
 ценностное отношение к своему здоровью, членов своей семьи,
педагогов, сверстников;
 знание и соблюдение здоровьесберегающего режима.
Воспитание ценностного отношения к природе (экологическое
воспитание):
 понимание активной роли человека в природе;
 бережное отношение к природе и всему живому на Земле.
Воспитание представлений об эстетических идеалах и культурных
ценностях:
 воспитание ценностного отношения к своей культуре;
 формирование эстетических идеалов;
 интерес к произведениям искусства, посещению спектаклей, концертов,
выставок;
 интерес к занятиям художественным творчеством.
6.Принципы построения программы
Данная программа опирается на традиционные и инновационные
методики и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении.
6

Программа основана на материале методических разработок, проектов по
данной проблеме. Нормативно-правовой и документальной основой
программы являются:
 Конвенция о правах ребенка;
 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
 -Федеральный закон от 24.03.2021 № 51-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 - Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальной целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года»;
 - Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования»,
утвержденная
Постановлением
Правительства
Российской Федерации от 31.03.2017 № 376;
 - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.


-Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р;

Федеральные государственные требования к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
искусства;
 Программы
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области искусства;
Программа соответствует современным требованиям, предъявляемым к
образовательной программе, а также процессу воспитания в ДШИ. Содержание
и организационные формы воспитания разрабатываются на основе ведущих
педагогических принципов. Программа является комплексной и включает в себя
все необходимые разделы, соответствующие требованиям ФГТ в области
искусств в части организации воспитательной, культурно-просветительской и
творческой деятельности:
 пояснительную записку;
 методическое обоснование;
 содержательную часть;
 методическое обеспечение реализации программы;
 критерии оценивания результатов внеклассно-воспитательной работы.
В основе программы находятся воспитательные принципы, согласно
которым отношения участников воспитательного процесса должны
выстраиваться на базе следующих моментов:
1. Воспитание - это взаимодействие и сотрудничество преподавателей и
детей по всем вопросам учебно-воспитательной работы.
2. Развитие лучших качеств души ребенка через чувство сопричастности к
достижениям культуры.
3. Укрепление связей «Семья — Школа - Творчество» через участие в


7

исполнительской и творческой деятельности.
4. В программе заложена возможность как групповой, так и
индивидуальной работы с детьми.
5. Содержание программы ориентировано на создание психологического
комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.
Таким образом, один из наиболее важных педагогических принципов
воспитания, который лежит в основе программы – принцип целостности.
Создание целостного учебно-воспитательного процесса, предусматривает
объединение задач обучения и воспитания, их взаимное проникновение.
 Принцип интеграции является основополагающим в данной программе,
так как предполагает единство знаний, умений и навыков, полученных на
уроках по музыкально-теоретическим дисциплинам, которые можно
реализовать в практической деятельности во внеклассных мероприятиях.
 Принцип культуросообразности в воспитании предполагает, что
воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях
культуры и строиться в соответствии со специфическими особенностями
родного края.
 Принцип личностно-ориентированного обучения обеспечивает
социальное и профессиональное самоопределение в системе внеурочной
деятельности.
 Принцип творческой активности предусматривает создание творческой
ситуации, которая способствует раскрытию творческого потенциала
учащегося, изменяет отношение ученика к концертной, внеклассной
деятельности и образовательному процессу в школе искусств.
 Принцип самореализации проявляются в системе внеклассных
мероприятий.
 Принцип диалогичности предполагает, что развитие детей происходит в
процессе взаимодействия педагога и учащихся в творческой
деятельности, а также совместного участия в воплощении этих ценностей
средствами музыки.
 Принцип коммуникативности и коллективности предполагает, что
воспитание в ДШИ дает детям опыт жизни в обществе, опыт
взаимодействия
с
окружающими,
который
раскрывается
во
взаимоотношениях учащегося с преподавателями и сверстниками.
 Принцип развивающего обучения воплощается во всей системе
обучения и ориентирован на общее и музыкальное развитие ребенка в
процессе овладения им музыкальной деятельностью.
 Принцип последовательности и непрерывности обучения от простого
к сложному, который претворяется на все ступенях обучения. Он
выступает в роли механизма, обеспечивающего цельность музыкального
образования.
При этом Программа имеет свои отличительные особенности.
Отличительной особенностью программы является возможность применения ее
в воспитательной работе в классе любого педагога по специальности и
8

музыкально-теоретическим дисциплинам, а также сочетаемость предлагаемой
программы с базовой учебной программой, используемой в ДМШ и ДШИ, и
наличие практических наработок, позволяющих успешно применять элементы
программы в семейном воспитании.
7.Материально-техническое оснащение
Для осуществления учебно-воспитательного процесса в МБУ ДО
«ЧДШИ» необходимо обеспечить следующие материально-технические
условия:
 Наличие классов для обучения игры на инструменте, класс для живописи,
класс для хореографии, класс для хора.
 режим, соответствующий санитарным нормам.
 наличие литературы;
 концертные залы;
 звукотехническое и мультимедийное оборудование.
8.Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы дает возможность осуществить раскрытие
творческого потенциала детей через комплекс разнообразных мероприятий,
дающих выбор форм и средств организации свободного времени. Виды
внеурочной деятельности учащихся ориентированы на достижение
определенных воспитательных результатов:
 динамика развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 повышение творческой активности обучающихся через участие в
концертной деятельности и выставках;
 сформированность потребностей и умений творческой деятельности;
 реализация собственных возможностей путем участия в привлекательных
для него видах творческой деятельности;
 повышение заинтересованности в результатах обучения;
 ценностное отношение к музыкальному наследию;
 сохранение контингента обучающихся;
 приток и увеличение количества детей, обучающихся в ДШИ;
 ориентированность на дальнейшее профессиональное образование;
 повышение престижа ДШИ в культурном пространстве.
Результаты подобной целенаправленной работы должны отразиться на
качестве воспитательного процесса при следующих условиях:
 развивает внутреннюю мотивацию к обучению и познавательную
активность, способствует формированию устойчивой потребности детей
к исполнительской, художественной, творческой деятельности, к
общению с искусством;
 обеспечивает комфортный психологический климат каждому ребенку,
9

активизирует деятельность ребенка;
 предоставляет возможность для самоопределения через выбор своего
творческого амплуа;
 обеспечивает освоение необходимого минимума для практического
использования в жизни, давая возможность желающим подняться на
более высокий, профессиональный уровень музыкальной деятельности;
 повышает самооценку, уверенность в собственных силах, успешность;
 повышается адаптация детей в социуме;
 побуждает педагога к самообразованию и совместному поиску решений;
 повышается престижность обучения в ДШИ, школа имеет репутацию
ресурсного воспитательного, методического, учебного центра.
При выполнении этих условий дети активно развиваются как личности, у
них формируются духовные качества, особый духовный мир, а в результате
более успешно протекает и профессиональное обучение.
9.Основные направления и формы воспитательной работы МБУ ДО
«ДШИ»
Воспитательная работа
и внеурочная деятельность
является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБУ ДО «ЧДШИ».
Приходя в школу искусств, с первых дней обучения каждый учащийся попадает
в воспитательное поле учреждения дополнительного образования и на
протяжении всего обучения на него оказывается педагогическое воздействие. В
процессе воспитательной работы в школе искусств обозначились основные
направления, формы и методы, которые эффективно используются в
практической работе с учащимися. В данной программе в соответствии с
приоритетными направлениями миссии МБУ ДО «ЧДШИ» можно выделить
основные направления внеклассно-воспитательной работы:
I. Концертная и выставочная деятельность.
II. Внеклассно-воспитательная работа в классах по специальности.
III. Проектная деятельность учащихся.
IV. Работа по взаимодействию семьи и школы.
Сочетание разнообразных форм и методов воспитания, их выбор
определяется содержанием внеклассного мероприятия, возможностями и
интересами обучающихся. От выбора форм и методов воспитания во многом
зависит успешность развития личности ребенка.
Основные формы работы: классные часы, беседы, праздники-конкурсы,
фестивали, олимпиады по теоретическим дисциплинам, которые необходимо
наполнять новым содержанием с использованием педагогических технологий,
привлекая к диалогу детей с целью активизации познавательного процесса,
используя при этом навыки, полученные при обучении игре на инструменте.

10

10.Планирование воспитательной работы
Данная программа учитывает реальные возможности большинства
учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания.
Отличительной чертой планов является их вариативность, так как позволяет
учитывать индивидуальность ученика и возможности школы искуств: наличие
эффективно работающих педагогов, новых методик преподавания,
специализации школы искусств. Планирование воспитательной работы
складывается из следующих моментов:
 Общешкольные родительские собрания — 1 раз в год
 Родительские собрания по классам педагогов — 2-3 раза в год
 Классные часы с учащимися — 1 раз в четверть
 Совместное посещение концертов, выставок, - 3 раза в год
 Выступления учащихся в концертах — не менее 3 раз в год
 Участие в проектной деятельности — 1 раз в год
Тематический план
воспитательной работы и внеурочной деятельности с учащимися
Время
проведени
я

Название мероприятия

1 сентября Участие мероприятии «День знаний»
Сентябрь Общешкольное родительское собрание
Октябрь

Объединенные классные часы «Посвящение в музыканты и художники» для вновь
поступивших учащихся

1 октября Мероприятие для учащихся ЧДШИ «Международный День музыки»
1 октября Участие мероприятии «День старшего поколения»
5 октября Участие мероприятии «День Учителя»
Октябрь

Развлекательное школьное мероприятие «Осинины»

Октябрь

Муниципальный конкурс детского творчества «Осенние фантазии»

Ноябрь

Участие мероприятии «День Матери»

Ноябрь

Участие мероприятии «День народного единства»

Ноябрь

Муниципальный конкурс рисунков «Мамина забота»

Ноябрь

Объединенные классные часы по профилактике здорового образа жизни

Декабрь

Муниципальный конкурс «Мисс Снегурочка»

Декабрь

Отчетные концерты и выставки по отделениям

Декабрь

Участие в мероприятиях ЧЦКР в рамках Декады инвалидов

Декабрь

Новогодний утренник для всех отделений

Декабрь

Участие в новогодних мероприятиях ЧЦКР
11

Январь

Рождественская коляда

февраль

Участие в Концерте к Дню защитника Отечества

Февраль

Муниципальный конкурс детского творчества «Защитники Отечества»

8 марта

Участие в концерте ЧЦКР «Международный женский день»

Апрель

Муниципальный конкурс детского творчества «Сияние Талантов»

Май

Муниципальный конкурс рисунков «Салют Победы»

Май

Участие в праздничных мероприятиях «День Победы»

Май

Отчётный концерт

Май

Общешкольное родительское собрание

1 июня

Участие в праздновании «День защиты детей»

В течение Творческие встречи с исполнителями и коллективами других школ искусств
года
В течение Участие в районных мероприятиях
года
В течение Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня
года
В течение Концерты для детских садов, учащихся общеобразовательных школ
года

11.Организация воспитательной деятельности
Основной задачей в ДШИ является воспитание интереса к музыке и
обучение игровым навыкам. Для выполнения этой задачи необходим верный
подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы
развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса,
исполнительских способностей стало не целью, а средством воспитания
интереса, а впоследствии – любви к музыке. Обучение игре на инструменте
включает в себя не только исполнительство, но и общее развитие ученика.
Система
дополнительного
образования
обладает
большими
возможностями для совершенствования воспитательной системы. Сама
атмосфера, стиль общения с детьми, внешняя обстановка становятся факторами
приобщения детей к ценностям культуры. Внеклассно-воспитательная работа,
осуществляемая педагогами детских музыкальных школ, имеет давние
традиции и высокие результаты в формировании у учащихся ценных
человеческих качеств и духовно-нравственных ориентиров.
Воспитательная система в ДШИ имеет существенные отличия от
общеобразовательных школ. Это вторая школа, в которой обучается ребенок,
где занятия проходят в форме индивидуального обучения. В этом есть свои
плюсы и минусы. Если в общеобразовательной школе легче организовать детей,
так как они обучаются в коллективе, то на групповых занятиях музыкально12

теоретического цикла по хору, сольфеджио, музыкальной литературе, оркестру
дети встречаются всего лишь на 1-2 часа два раза в неделю. В связи с этим роль
педагога по специальности возрастает, так как именно на уроках по
специальности педагог получает широкие возможности индивидуального
подхода к каждому ученику и в учебной, и в воспитательной работе. Как
правило, в классе одного педагога обучаются дети разного возраста, поэтому
задача педагога во внеклассной работе состоит в том, чтобы сделать проведение
мероприятий одинаково интересным как для учащихся подготовительного
класса, младшего школьного возраста, так и для выпускников-подростков,
имеющих совершенно иные интересы и творческие возможности.
Реализация программы предполагает создание социально открытого
пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют
ключевой смысл духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в
основу воспитания учащихся, стремясь к их реализации в практической
деятельности. Для организации такого пространства требуются согласованные
усилия всех участников этого процесса на основе творческого развития и
социальной востребованности воспитания, соединения его с жизнью, которые
необходимо решать на основе морального выбора.
Интеграция, которая является ведущим принципом во внеклассной
работе, обеспечивает формирование у детей представления о целостной картине
мира, объединяя музыкальные и гуманитарные знания, обучение игре на
инструменте и соединение с практической деятельностью путем участия в
концертной деятельности.
В воспитательной работе большое внимание уделяется развитию
личностных качеств, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
детей. Благодаря возможностям воспитательной работы умения и навыки
обучающихся интегрируются в основные виды деятельности: внеурочную,
внешкольную и общественно полезную.
Форма индивидуальных занятий создает преподавателю и ученику
чрезвычайно благоприятные условия для работы, но при этом не является
единственно возможной для реализации учебных и воспитательных задач. В
практике преподавателей наряду с обучением игре на инструменте
присутствуют различные формы эстетического воспитания – от бесед на уроке
и во время классных собраний до совместных посещений учреждений
культуры: филармонии, театров, музеев с последующим их обсуждением.
Творческое использование преподавателем различных коллективных
форм общения (например, классные собрания, совместное посещение
различных культурных мероприятий) может не только усилить воспитательный
аспект процесса обучения в стенах школы, благотворно сказаться на атмосфере
взаимодействия учителя и ученика, но и способствовать более осмысленному и
заинтересованному отношению ребенка к занятиям.
Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному
процессу, а составляет с ним единое целое.
13

12.Организация концертной и выставочной деятельности
Детские школы искусств помимо своих основных задач - обучения детей
музыке, изобразительному и хореографическому искусству выполняют и
культурно-просветительские функции. Любое художественное образовательное
учреждение становиться своеобразным культурным центром района, города,
поселка, особенно это актуально для небольших провинциальных городов. К
культурно-просветительской деятельности относится организация и проведение
концертов в общеобразовательных школах, детских садах и на концертных
площадках города. В течение всего периода обучения в ДШИ осуществляются
концертные выступления учащихся:
 на муниципальных, зональных конкурсах и конкурсах более высокого
уровня;
 на общешкольных концертах и иных общешкольных мероприятиях;
 на родительских собраниях.
Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения.
При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной
работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включаются в
общую систему воспитательного процесса. Обязательно учитываются интересы
и психологические особенности детей, поощряется самостоятельность и
инициатива.
Процесс организации концертно-просветительской деятельности должен
протекать в условиях практической деятельности, необходимого будущим
музыкантам-профессионалам, художникам и любителям музыки. Для
исполнителей такие концерты становятся школой мастерства, а для любителей
— моментом радостных открытий. Активизации концертно-просветительской
работы способствует использование различных форм проведения: домашние,
классные, отчетные, тематические концерты, выставки; циклы концертов и
программ для школ, детских садов и жителей района.
В процессе концертно-просветительской деятельности происходит
формирование профессионально-коммуникативных умений и навыков, в числе
которых можно выделить: эстрадную выдержку, контакт с аудиторией,
артистизм, владение речевыми навыками. Участие в концертах стимулирует
развитие познавательных компетенций, для которого характерно стремление к
расширению и обновлению знаний о музыке, повышению исполнительского и
педагогического мастерства. В подготовке к концертам учащиеся приобретают
навыки исполнительской или пропагандистской деятельности. Важно
воспитывать в учениках мысли о том, что они учатся музыке не только для себя,
но их искусство нужно слушателям. Такая постановка вопроса плодотворно
влияет на формирование самосознания учащихся, помогает решить на практике
задачу синтеза смежных видов искусств и предметов музыкальнотеоретического цикла.
Концертно-просветительская деятельность необходима и самим
исполнителям – учащимся и педагогам. В процессе выступлений они ощущают
14

востребованность своей работы в обществе, возможность влиять на
окружающих и приобщать их к музыкальной культуре. На концертах
преподаватели наблюдают за проявлением и развитием у учащихся
исполнительских качеств, необходимых на конечном этапе работы над
музыкальным произведением.
Очень важно привлечь к участию в концертах возможно большее
количество детей. Выступление в качестве солиста или участника ансамбля,
хора, оркестра, ведущего концерта дает возможность каждому ученику внести
свой вклад в общее дело и проявить свои способности. Вместе с тем, большое
количество участников концерта обеспечивает аудиторию, основу которой
составляют родные и друзья юных музыкантов.
Участие в концертах преподавателей содействует их профессиональному
росту, совершенствованию исполнительского мастерства, обновлению
репертуара, пробуждает фантазию и воображение, не дает замкнуться в рамках
профессиональной технологии.
Коллективная деятельность по подготовке к концерту является
эффективным средством сплочения учащихся, где занятия проходят в
индивидуальной форме. Коллективные мероприятия объединяют детей и
взрослых. Дети видят, что коллективные усилия приносят хорошие плоды, если
его поддерживают родители, верят в его успех. После концерта нужно дать
детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой
анализ поможет в дальнейшей работе.
Для полноценного развития обучающихся в ДМШ и ДШИ должна быть
создана система социального партнерства между школой и культурнообразовательными центрами района и области: музеями, картинными
галереями, театрами, библиотекой, так как в современных условиях без таких
связей невозможно обеспечить всестороннее развитие и воспитание
обучающихся. Таким образом, организация концертно-просветительской
работы в ДШИ решает задачу комплексного воспитания учащихся и приносит
практическую пользу.
1) Концертная деятельность
Цель: стимулирование творческих возможностей педагогов и обучающихся
школы, приобщение учащихся к концертной деятельности способствует у них
развитию артистических способностей, воспитанию исполнительских навыков
через общение со зрителем, адаптации к сценическим выступлениям.
Воспитательные принципы: установка на бескорыстное отдачу своего таланта
людям, чувство коллективизма в ансамблевой игре, расширение эмоциональной
сферы, умение выражать свои чувства, приобретение опыта социализации.
Возможный результат: ощущение собственной значимости, чувство
удовлетворения, самоуважения и самоутверждения. Повышается мотивация к
обучению и исполнительское мастерство. Воспитание культуры выступлений на
сцене перед слушателями, навыков поведения, уметь держать себя с
достоинством.
15

Общешкольные концерты и праздники, имеющие общественный резонанс:
«День знаний», «День защиты детей», юбилей школы, выпускной вечер,
отчетные концерты по отделениям и общешкольный концерт, а также концерты,
посвященные Дню защитника Отечества, Международному дню музыки.
Публичная форма организации концерта требует особенно тщательной
подготовки. В процессе проведения праздника дети могут продемонстрировать
умения и навыки, полученные на занятиях. Ситуация успеха стимулирует детей
к творческому самовыражению, а педагогу позволяет отследить
результативность своей работы.
2)Концертно-просветительская деятельность

Цель: развитие творческого потенциала постоянно действующих творческих
коллективов преподавателей является наглядным примером творческого
взаимодействия и сотрудничества.
Воспитательные принципы: положительное нравственное воздействие,
стимул к продолжению профессиональной деятельности.
Возможный результат: поступление в средние специальные учебные
заведения, оказание влияния на выбор профессии.
Творческие встречи с исполнителями и коллективами других школ.
В результате таких мероприятий происходит сокращение разрыва между
профессиональным
и
любительским
творчеством;
обмен
опытом,
взаимообогащение и сотрудничество. Творческие встречи позволяют расширить
кругозор, развивают умение общаться, формируют дух здорового состязания.
Совместные концерты и Фестивали, в которых используются лучшие резервы
каждой организации, творческий потенциал детей разного профиля и уровня
обученности, благотворно влияют на формирование толерантности детей и
качество общения.
Эффективные формы - консультации по обмену педагогическим опытом,
мастер-классы, концерты, фестивали, выставки, презентации.
3) Благотворительная деятельность
Концерты для ветеранов, инвалидов всегда несут положительный заряд
как для пожилых людей, так и для юных артистов. Понимание значимости
своего участия в таком концерте повышает мотивацию, воспитывает
сценическую волю и выдержку. Подобные концерты обладают воспитательным
эффектом, так как способствуют формированию преемственности поколений и
уважительного отношения к своим традициям.
Формы: концерты для инвалидов, пожилых людей, ветеранов Великой
Отечественной войны, участникам и ветеранам СВО, в домах престарелых.
4)Пропагандистская деятельность
Это важное направление воспитательной работы МБУ ДО «ЧДШИ»,
которая является необходимой для популяризации художественного
образования в городе. Дошкольные и средние образовательные учреждения
16

являются базой для пополнения контингента МБУ ДО «ЧДШИ».
Формы: концертные программы для учащихся общеобразовательных школ,
воспитанников и родителей детских садов.
13. Творческое сотрудничество и взаимодействие
Цель: создание условий для творческой деятельности учащихся, приобщение к
практическому музицированию, формированию исполнительских навыков,
необходимых будущему музыканту, танцору, воспитанию просвещенного
любителя музыки и танцевального и изобразительного искусства,
Результат: повышение исполнительского мастерства, опыт социализации.
Контакты с общественными организациями и учреждениями культуры округа:
 совместная творческая деятельность с Частоозерским центром
культурного развития;
 совместная творческая деятельность с Частоозерским домом детства и
юношества;
 сотрудничество с библиотекой в рамках «Музыкальной гостиной»;
 работа в рамках различных социальных программ в районном музее.
14. Внеклассно-воспитательная работа педагога как часть воспитательной
системы
Классный час является наиболее традиционной формой воспитательной
работы в классе одного преподавателя. В рамках детской школы искусств он
призван организовывать совместную творческую работу преподавателя с
учащимися и позволяет повысить познавательную и творческую активность
учащихся. Классный час выполняет очень важную функцию в классе, где
обучение ведется в индивидуальном порядке. Совместная классная работа
помогает сплотить детей разного возраста, нацелить их на совместное
творчество, повысить исполнительский уровень, создает ситуацию успеха и
атмосферу творчества, свободу выражения, непринужденного общения.
Классный час может быть проведен в форме отчёта, подведения итога
творческой работы класса, отделения под руководством преподавателя и в
предлагаемых формах. Комплексной формой работы является, как правило,
новогодний классный час, включающий элементы театрализации, музыкальнолитературной композиции, викторины и так далее. Театрализация позволяет
представить героев сказок, «оживить» их образы с помощью музыки, создать
запоминающиеся сценки. Такие
классные часы позволяют в яркой
художественной форме воплощать свои фантазии.
 Классные часы в классах по специальности проводятся в форме концерта
для родителей или по сценарию с различной тематикой. Сценарий может
быть написан педагогом, возможно написание учащимися. Подобные
классные часы проводятся 2 раза в год.
 Разработка и создание различных учебных, методических материалов
17

(программы, пособия, нотные сборники, презентации, сценарии) для
разных аудиторий;
 Разработка и организация различных воспитательных мероприятий —
объединенные классные часы и т. д.
В большинстве классные часы предусматривают выполнение творческого
задания либо непосредственно в ходе его проведения или после него. В
качестве творческих заданий выступают размышления учащихся по
выдвинутой проблеме, стихи, конкурсы рисунков, фоторепортажи, поделки и
т.д.
Большое внимание следует уделять посещению театра, концертов.
Интересными и полезными являются творческие встречи с артистами,
исполнителями, композиторами.
Итоговые
занятия
по
музыкально-теоретическим дисциплинам
проводятся в игровой форме с применением игровых, проблемных, поисково
исследовательских технологий. Подобные интеллектуальные игры «Умники и
умницы», КВН, викторины и олимпиады носят развивающий характер.
15. Проектная деятельность
Современное образование выходит на более высокий технологический
уровень. В настоящее время существует множество различных педагогических
технологий. Необходим такой способ обучения, который способствовал бы
включению механизмов личностного развития детей, их творческих
способностей.
Помимо образовательной и воспитательной задач, программа
предусматривает развитие познавательной, творческой активности школьников,
достигаемых при помощи современных педагогических методик, а также новых
форм общения, что соответствует целям данной программы. Чтобы решать
современные задачи обучения и воспитания, следует на первый план выдвинуть
развивающую
функцию,
обеспечивающую
становление
личности
обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие
умственной активности.
Принципы организации дополнительного образования, его содержание
позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей
учащихся, чтобы учащиеся могли применять инновационные образовательные
технологии в своем творчестве. Это возможно сделать в рамках внеклассной
работы, соединив навыки исполнительства и опыт музыкально-творческой
деятельности путем участия в проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся
Цель: развитие познавательной и творческой активности, овладение ИКТ.
Проекты, которые представляют учащиеся ЧДШИ, всегда являются
творческими, с использованием интегрированного подхода, где все виды
искусства взаимодействуют друг с другом. В результате возрастает творческая и
познавательная активность учащихся, заинтересованность, расширяется
кругозор, совершенствуются навыки публичных выступлений.
18

Проектная деятельность педагогов
Цель: создание среды, раскрывающей творческие возможности учащихся.
Проектная деятельность педагогов направлена на повышение
эффективности образовательного и воспитательного процесса.
16. Семейное воспитание
Цель: привлечение родителей к сотрудничеству для повышения мотивации и
достижения результатов в обучении и воспитательной работе, объединение
усилий семьи и школы искусств, координации их действий для решения
поставленных задач, а также формирования единого воспитательного
пространства. Эффект усиливается, когда ребенок чувствует искреннюю
заинтересованность родителей его творческой деятельностью.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной
программы является организация эффективного взаимодействия школы
искусств и семьи. Роль семьи в формировании и становлении личности ребенка
трудно переоценить. Семья — первое звено, где ребенок получает
первоначальный опыт социального общения. Уровень общей культуры
родителей ребенка – один из самых важных факторов их духовнонравственного развития и воспитания. Родители, приводя своих детей, хотят
развить их музыкальные, а также творческие способности, самостоятельное
мышление, воображение, воспитать в них усидчивость, работоспособность,
стремление к активной жизненной позиции.
Повышение уровня общей культуры родителей рассматривается как одно
из ключевых направлений реализации образовательной программы МБУ ДО
«ЧДМШ». Система работы МБУ ДО «ЧДШИ» по повышению уровня общей
культуры основана на принципах педагогического внимания, уважения и
требовательности к родителям, создания условий для совместной деятельности
семьи и МБУ ДО «ЧДШИ», в определении основных ценностей и приоритетов
по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и
уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это
поможет и педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у
ребенка качеств и свойств, необходимых для его самоопределения и
самореализации.
 Коллективная: общешкольное собрание, тематические родительские
собрания.
 Групповая: Попечительский Совет, родительское собрание учащихся
нового набора, родительское собрание выпускников, родительские
собрания по отделениям инструментов; работа по классам педагогов;
совместное проведение внеклассных мероприятий.
 Индивидуальная: консультации, беседы, педагогические поручения.
19

Каждое родительское собрание требует от педагога тщательной
подготовки для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности
при активном участии родителей.
Формы внешкольного сотрудничества разнообразны и напрямую
связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей. Активные
формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого
потенциала семьи.
Не менее важно создание в домашних условиях благоприятного
музыкального климата: родители должны показать детям, что их любимые
музыкальные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают
желание слушать, улучшают настроение.
17.Критерии оценки результатов внеклассно-воспитательной работы
Критериями и показателями творческих способностей учащихся в облати
искусств во внеклассной работе, которые открывают возможности диагностики
развития их творческих способностей, мы предлагаем считать:
 познавательные музыкальные способности;
 творческие способности;
 способность к интегрированному творчеству, умению объединить
исследовательские
и
исполнительские
навыки
в
едином
культурообразующем пространстве.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых
ведущими методами являются:
 экспертные суждения (родителей, партнеров школы искусств);
 анкеты, позволяющие анализировать формирование ценностной сферы
личности;
 различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
самооценочные суждения детей.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение следующих
условий:
Направления мероприятий
Планирование деятельности

Нормативное обеспечение

Реализация
Обеспечение учета индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся;
Проведение мероприятий в классе одного педагога;
Организация и проведение общешкольных мероприятий;
Взаимодействие учреждений общего и дополнительного
образования,
Взаимодействие учреждений культуры в районе и на
областном уровне.
Локальные акты образовательного учреждения,
20

Финансово-экономическое
обеспечение

Информационное
обеспечение
Научно-методическое
обеспечение

Кадровое обеспечение

Материально-техническое
обеспечение

Рабочие программы,
тематическое планирование.
Доступное и бесплатное образование;
Благотворительные взносы пожертвователей;
Спонсорская помощь предпринимателей и организаций
района,
гранты на осуществление концертно-просветительской
деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии,
обеспечивающие результативность деятельности (сайт
школы, СМИ).
Обеспеченность методической литературой по вопросам
педагогики и психологии;
Организация конференций с целью обмена опытом;
Представление опыта работы на конкурсах и Фестивалях
различного уровня.
Наличие квалифицированных педагогических кадров;
Обеспечение комфортных условий педагогам для
проведения внеклассных мероприятий;
Курсы повышения квалификации по вопросам внеклассновоспитательной работы.
Наличие нормативно-правовых документов;
Разработка локальных актов учреждения;
Обеспеченность классами и залами для проведения
концертов и классных часов;
Наличие мультимедийной и звукотехнической аппаратуры

Кроме того, к условиям для успешной реализации программы можно
отнести следующие факторы:
1. Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между
педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его
духовному развитию, готовность взрослого оказать ему помощь и
поддержку.
2. Личность значимого взрослого (педагога, родителя), наполненная верой в
возможности и неповторимость каждого ребенка.
3. Гуманное взаимодействие педагога, психолога и родителей на духовнонравственное развитие детей. Готовность родителей к сотрудничеству со
школой, управлению этим процессом в условиях семьи.
4. Активное включение ребенка в различные виды совместной
деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения
личности, на формирование навыков нравственного поведения.
5. Использование методов и приемов с учетом возрастных особенностей
детей. Интеграция методов и приемов словесных и игровых, одобрение и
поощрение.
Главная задача педагога, работающего по данной программе, – создание
психологической атмосферы личностной безопасности и эмоциональной
поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и
доверительное отношения с ребенком и его родителями, особенно важны для
реализации данной программы.
21

18.Методическое обеспечение воспитательного процесса
Реализация Программы по внеклассно-воспитательной работе в МБУ ДО
«ЧДШИ» обеспечивается учебной и методической документацией по всем
направлениям обучения. В образовательном процессе используются учебники,
учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-,
видеоматериалы и другие учебно-методические материалы. В воспитательном
процессе в действие включаются другие механизмы, позволяющие раскрыть
индивидуальность каждого ребенка. Было бы неверным разделять эти два
процесса: обучение и воспитание. Они существует в единстве, обогащая и
дополняя друг друга.
Основные методы внеклассной работы — это методы и средства
воспитания, выбор которых определяется содержанием и формой внеклассной
деятельности. Педагогические методы имеют положительное влияние,
формируют позитивное отношение ребенка к обучению. К ним можно отнести:
 словесные: беседа о жизненных интересах и проблемах
 наглядные: показ, презентации, совместное прослушивание аудио-или
видеозаписей, демонстрация наглядных пособий.

22

Литература

1. Конвенция о правах ребенка. Правовая библиотека. Выпуск №3 Текст. М.: Юрайт-Издат, 2007 . – 22 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я. Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. - М.:
Просвещение, 2009.
3. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в
инструментальных классах ДМШ (ДШИ). – М.: 1988.
4. Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для ДМШ (ДШИ). –
М.: 1988.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст]:
постановление Правительства РФ от 04.11.2000 № 751 // Официальные
документы в образовании. – 2000. - № 21
6. О
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография:
сборник материалов для детских школ искусств/ Авт.-сост. А.О.
Аракелова. – М.: Министерство культуры России, 2012. ч.1, II. – 118 с.
7. Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ
8. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных
отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано.
– М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научнометодический центр по художественному образованию, 2006.
9. Примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для
учащихся фортепианного отделения. – М.: Федеральное агентство по
культуре и кинематографии. Научно-методический центр по
художественному образованию, 2008.
Методическая литература
1. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М.: Педагогика, 1973. - 140 с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,
1967. - 150 с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: искусство, 1986. - 587 с.
4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке
для общеобразовательной школы//Программно-методические материалы.
Музыка. Учебное издание. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 225 с.
5. Кирнарская Д. К. Современные представления о музыкальных
способностях//Вопросы психологии, 1988, №2. - с. 129-137.
6. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М.: Таланты XXI века,
2004 - 496с.
7. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. 23

288 с.
8. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. - М.: Академия, 2003. 320 с.
9. Матюшкин A. M. Концепция творческой одарённости//Вопросы
психологии, 1989, №6. - с. 29-33.
10.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988. - 240
с.
11.Петрова Л. Н. Стимулирование творческой активности младших
школьников во внеурочной деятельности: Автореферат дис. акад. пед.
наук. М.: Московский государственный педагогический университет,
1997. - 16 с.
12.Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 1996.
13.Психология музыкальной деятельности: Теория и практика, под ред. Г.М.
Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
14.Психология одаренности: от теории к практике. Под ред. Д. В. Ушакова. М.: PerSe, 2000. - 336 с.
15.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.:
Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
16. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. .
[Текст] /Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
17.Сухомлинский В. А. Моя педагогическая система. - Киев: Радянська
школа, 1988. - с. 19-27.
18.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. 377 с.
19.Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы,
суждения, мнения. - М.: Интерпракс, 1994. - 372 с.
20.Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я - детский педагог. Спб.: Союз художников, 2002.
21.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе. М.: Сентябрь, 2000.

24



Контакты

641570, Российская Федерация, Курганская область, Частоозерский муниципальный округ, с. Частоозерье, ул. Октябрьская. д. 139

+7(3522)42-82-97(204)

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.