Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Частоозерская детская школа искусств» «СОГЛАСОВАННО» Педагогическим советом МБУ ДО «ЧДШИ» Протокол № 02 от 01.02.2023 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО «ЧДШИ» _____________ Тушинская Ю.С. Приказ № 03 от 01.02.2023 год. ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; - Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства (далее - ФГТ); -Уставом МБУ ДО «Частоозерская детская школа искусств». 1.2. Внутришкольный контроль – главный источник информации для анализа и диагностики состояния учебно-воспитательного процесса, основных результатов деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Частоозерская детская школа искусств»(далееМБУ ДО «ЧДШИ») и является механизмом внутренней системы оценки качества образования; 1.3.Внутришкольный контроль сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля. 1.4. Целью внутришкольного контроля является: совершенствование деятельности МБУ ДО «ЧДШИ», в т. ч. улучшение качества образования и воспитания; повышение профессионализма педагогических работников. 1.5. Задачи внутришкольного контроля: выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов в области образования и принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению; 1 анализ результатов реализации приказов и распоряжений в МБУ ДО «ЧДШИ»; оказание методической помощи педагогическим работникам. 1.6. Функции внутришкольного контроля: информационно-аналитическая; коррективно-регулятивная. 1.7. Директор МБУ ДО «ЧДШИ», заместители директора, эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам: соблюдения законодательства РФ в области образования; осуществления государственной политики в области образования; использования финансовых и материальных средств; использования методического обеспечения в образовательном процессе; реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов; соблюдения утвержденных календарных учебных графиков; соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов МБУ ДО «ЧДШИ»; соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; работы медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников МБУ ДО «ЧДШИ». 1.8. При оценке педагога в ходе внутришкольного контроля учитывается: уровень организации учебно-воспитательной деятельности; качество и эффективность учебно-воспитательной деятельности; выполнение государственных, муниципальных программ; уровень знаний, умений и навыков обучающихся; развитие творческих способностей обучающихся; использование различных подходов и методов в процессе обучения; создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе; умение отбирать и выстраивать учебный материал в соответствии с целями и задачами уроков; способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности; стремление повышать свою квалификацию и педагогическое мастерство; участие в научно-методической деятельности. 1.9. Методы контроля деятельности преподавателей: наблюдение; анкетирование; тестирование; опрос; мониторинг; беседа; изучение документации. 1.10. Методы контроля результатов учебной деятельности: 2 наблюдение; анкетирование; устный опрос; письменный опрос; письменная проверка знаний (контрольная работа); комбинированная проверка; беседа; тестирование; изучение документации. 1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. 1.12. Виды внутришкольного контроля: фронтальный; тематический. 1.13. Формы внутришкольного контроля: классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий; комплексно-обобщающий; обзорный; персональный; предварительный; текущий; промежуточный; итоговый; комплексный. 1.14. Правила проведения внутришкольного контроля: внутришкольный контроль осуществляет директор МБУ ДО «ЧДШИ», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических обединений; в качестве экспертов к участию в внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты (методисты и специалисты муниципального управления образованием, учителя высшей квалификационной категории других ОУ); продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 2-4 уроков, занятий и других мероприятий; эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к внутришкольному контролю; при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается директору образовательного учреждения; экспертные вопросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой; 3 при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения преподавателя, если в плане внутришкольного контроля указаны сроки контроля; в экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки преподавателей МБУ ДО «ЧДШИ» без предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав ребенка или нарушение законодательства в области образования); при проведении оперативных проверок преподаватели предупреждаются не менее чем за день до посещения уроков. 1.15. Основания для проведения внутришкольного контроля: план; заявление преподавателя на аттестацию; проверка состояния дел для подготовки управляющих решений; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде: аналитической справки; справки; доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. 1.17. Директор образовательного учреждения по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения: об издании соответствующего приказа; об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля на педагогическом совете; о проведении повторного контроля с привлечением специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; о поощрении работников. 1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается в установленном порядке и в установленные сроки. 2. Персональный контроль 2.1. Персональный контроль направлен на изучение педагогической деятельности отдельного преподавателя. 2.2. В ходе персонального контроля изучается: знание преподавателем современных достижений психологической и педагогической науки; уровень профессионального мастерства; владение различными формами и методами обучения, инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями; результаты учебно-воспитательной деятельности; результаты научно-методической деятельности. 4 2.3. При осуществлении персонального контроля директор МБУ ДО «ЧДШИ» имеет право: знакомиться с документацией, которую ведет преподаватель в соответствии с функциональными обязанностями (рабочими программами, планами воспитательной работы, поурочными планами, протоколами родительских собраний); изучать практическую деятельность преподавателя через посещение уроков, внеклассных мероприятий, консультаций и т. д.; проводить экспертизу педагогической деятельности; проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; проводить социологические, психологические и педагогические исследования, в т. ч. в форме анкетирования и тестирование родителей и преподавателей; делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения контроля. 2.4. Проверяемый преподаватель имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; обратиться в конфликтную комиссию МБУ ДО «ЧДШИ» или в вышестоящие органы при несогласии с результатами контроля. 2.5. По результатам персонального контроля деятельности преподавателя оформляется справка. 3. Классно-обобщающий контроль 3.1. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в конкретном классе или отделении. 3.2. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается: уровень знаний и воспитанности обучающихся; качество преподавания; качество работы руководителя отделения(классного руководителя); 3.3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам четверти (триместра), полугодия или учебного года. 3.4. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами. 3.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы МБУ ДО «ЧДШИ». 3.6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. 5 4. Комплексный контроль 4.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в МБУ ДО «ЧДШИ» по конкретному вопросу. 4.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих преподавателей МБУ ДО «ЧДШИ» под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших преподавателей других школ искусств, инспекторов и методистов муниципального органа управления культуры и образования, ученых и преподавателей областных или муниципальных институтов повышения квалификации. 4.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. 4.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. 4.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы образовательного учреждения, 4.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором МБУ ДО «ЧДШИ» издается приказ и проводятся педагогический совет, совещание при директоре или его заместителях. 4.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля. 6