Сведения об образовательной организации
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Живопись", срок обучения-5 лет
- Дополнительное образование
- Очная
- Характеристика учебного
предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа
учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Содержание
программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных
требованиях.
Программа
строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно
усложняется с каждым годом обучения.
Основу
программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой
гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым
гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах
- «Интерьер».
Программа
«Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ
присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и
станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы
предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного
решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом,
грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
- Срок реализации учебного предмета
Учебный
предмет «Живопись» при 5-летнем сроке обучения реализуется 5 лет – с 1 по 5
класс.
При
реализации программы «Живопись» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия
в 1-5 классах – три часа, самостоятельная работа в 1-2 классах – два часа, в 3-5
классах – три часа.
- Цель и задачи учебного предмета
Цель
учебного предмета:
Целью
учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое
развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения
программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Задачи
учебного предмета:
– приобретение
детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
·
знаний
свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
·
знаний
разнообразных техник живописи;
·
знаний
художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания
цветового строя;
·
умений
видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной
среды;
·
умений
изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
·
навыков
в использовании основных техник и материалов;
·
навыков
последовательного ведения живописной работы;
– формирование у одаренных детей
комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
Рабочая программа по учебному предмету "Рисунок", срок обучения-5 лет.
Характеристика
учебного предмета, его место и роль
в
образовательном процессе
Программа
учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Рисунок
- основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного
образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В
образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция
станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует
целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный
предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система
планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков.
Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий.
Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность
строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Срок
реализации учебного предмета
При
реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного
предмета «Рисунок» составляет 5 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
При
реализации программы «Рисунок» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в
1-3 классах – три часа, в 4-5 классах – 4 часа; самостоятельная работа в 1-2
классах – 2 часа, в 3-5 классах – 3 часа.
Общий
объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета
«Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные
занятия - 561 час, самостоятельная работа - 429 часов.
Форма
проведения учебных занятий
Учебные
занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий,
самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному
предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых
занятий численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Рекомендуемый
объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Рисунок»
предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет и 6 лет составляет:
·
аудиторные
занятия:
1 - 3 классы – по 3 часа в неделю;
4 - 5 классы – по 4 часа в неделю;
·
самостоятельная
работа:
1 – 2 классы
– по 2 часа в неделю
3 – 5
классы – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная
(внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания
детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.),
участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет
резерва учебного времени.
Цель
и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности
ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения
программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению
в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
– освоение терминологии предмета «Рисунок»;
–
приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по
памяти предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный
образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
– приобретение навыков работы с
подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
–
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены.
Рабочая программа по учебному предмету "Композиция станковая", срок обучения- 5 лет.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на
основе и с
учетом федеральных государственных требований
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись».
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
ученика.
Художественно-творческое развитие учеников
осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном
процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция
станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и
«Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские
задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования
к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции
станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов,
грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция
станковая» составляет 5 лет: при 5-летней дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе «Живопись» - с 1 по 5 классы. Срок реализации
учебного предмета «Композиция станковая» увеличивается на 1 год при освоении
учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Живопись» с дополнительным годом обучения.
Объем учебного
времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета
«Композиция станковая» при 5-летнем сроке
обучения составляет 924 часа. Из них:
363 часа – аудиторные занятия, 561 час -
самостоятельная работа.
Рабочая программа по учебному предмету "Беседы об искусстве", срок обучения- 1 год.
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана
на основе и
с учетом федеральных
государственных требований к
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам
в области изобразительного искусства
«Живопись».
Логика
построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает
развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных
возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей
действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями
людей о гармонии.
Полноценное
освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой
эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство:
способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства
выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с
собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по
данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об
искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму
требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими
школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с
просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки,
посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
При
реализации программ «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество» с
нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Беседы об искусстве»
осваивается 3 года.
Форма
проведения учебных аудиторных занятий
мелкогрупповые
занятия – от 4 до 10 человек.
Цель
и задачи учебного предмета.
Цель
- Художественно-эстетическое
развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве,
его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и
деятельности в сфере искусства.
Задачи
учебного предмета.
·
Развитие
навыков восприятия искусства.
·
Развитие
способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства
выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с
собственным жизненным опытом.
·
Формирование
навыков восприятия художественного образа.
·
Знакомство
с особенностями языка различных видов искусства.
·
Обучение
специальной терминологии искусства.
·
Формирование
первичных навыков анализа произведений искусства.
Рабочая программа по учебному предмету "История изобразительного искусства", срок обучения-4 года.
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»
разработана на основе
и с учетом
федеральных государственных требований
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись».
Содержание учебного предмета «История
изобразительного искусства» тесно связано с содержанием учебных предметов
«Композиция станковая», «Рисунок» и «Живопись».
Учебный предмет «История изобразительного искусства»
направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание
и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся
эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями.
Предмет «История изобразительного искусства»
ориентирован на осмысление отношения художественного произведения и зрителя как акта общения; на восприятие
художественного произведения как особой деятельности зрителя; на формирование
умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой
деятельности.
Знание истории культуры и искусства дает
учащемуся возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить
и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения
ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет
духовное пространство, помогает познать культурный смысл творчества,
способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.
Срок реализации учебного предмета.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного
искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5
класс.
Срок реализации учебного предмета «История
изобразительного искусства» увеличивается на 1 год при освоении учащимися
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с
дополнительным годом обучения (6-летний срок и 9-летний срок).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «История
изобразительного искусства» при 5-летнем
сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов – аудиторные
занятия, 198 часов - самостоятельная
работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «История изобразительного
искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых
занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и
самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Срок обучения 5 лет
Аудиторные
занятия:
2 - 5 классы – 1,5 часа
Самостоятельная
работа:
2 - 5
классы – 1,5 часа
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое
развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков
в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей
в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета является
формирование:
· знаний основных
этапов развития изобразительного искусства;
· знаний основных
понятий изобразительного искусства;
· знаний основных
художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
· умений определять в
произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля,
выявлять средства выразительности;
· умений в устной и
письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
· навыков по восприятию
произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение,
проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
· навыков анализа
произведения изобразительного искусства.
Рабочая программа по учебному предмету "Пленэр", срок обучения-4 года.
Программа
учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись»,
«Декоративно-прикладное творчество».
Учебные
занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в
котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов:
рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития
данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для
работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы
линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы
работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с
лучшими работами художников-пейзажистов.
Программа
«Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.
В
заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения,
покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и
асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и
замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного
наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании
растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения
объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При
выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки
работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.
Данная программа реализуется как в условиях города, так и
в условиях сельской местности.
Срок
реализации учебного предмета
При
реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» с
нормативными сроками обучения 5 лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 года со второго класса.
Содержание
учебного предмета и годовые требования для дополнительного года обучения по
учебному предмету «Пленэр» образовательное учреждение разрабатывает
самостоятельно.
Занятия
пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, а
также – одну неделю в июне месяце. Самостоятельная работа проводится в счет
резервного времени.
Объем
учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов в год,
самостоятельная работа (домашнее задание) может составлять 21 час в год.
Форма
проведения учебных занятий
Занятия
по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практических занятий
(численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В случае плохой погоды
уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном и других
музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки
бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цели
учебного предмета:
- художественно-эстетическое развитие личности
ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения
программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к
родной природе;
-
подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.
Задачи
учебного предмета:
-
приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
- развитие навыков построения линейной и
воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
- приобретение навыков работы над этюдом (с
натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;
- формирование умений находить необходимый
выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче
натуры.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.