Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Фортепиано" 8 лет обучения

Описание образовательной программы

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Фортепиано", срок обучения-8 лет.

 Настоящая  общеобразовательная программа в  области музыкального искусства «Фортепиано» составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые  устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.

Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

1. Специальность и чтение с листа:

·        наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

·        сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

·        знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

·        знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

·        знание профессиональной терминологии;

·        наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

·        навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

·        навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

·        наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

·        наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

·        наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

2. Ансамбль:

·        сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

·        знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

·        знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

·        навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

3. Концертмейстерский класс:

·        сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:

·        знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;

·        умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

·        умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

·        навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

·        наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.

4. Хоровой класс:Хочу такой сайт

·        знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

·        знание профессиональной терминологии;

·        умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

·        навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

·        сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

·        наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

5. Сольфеджио:

·        сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности,

·        умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

·        умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

·        умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

 

6. Слушание музыки:

·        наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

·        способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

·        умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

 

7  Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

·        первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

·        знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

·        знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

·        умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

·        навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

·        знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений, жанров;

·        знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

·        знание профессиональной музыкальной терминологии;

·        сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

·        умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 

·        умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

·        навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 8. Элементарная теория музыки:

·        знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

·        первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

·        умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

·        наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

 

ДПОП ФОРТЕПИАНО Документ подписан электронной подписью Серийный номер 487335726471474211034024297916462361476713766835 Директор/Заведующий Ступина Юлия Сергеевна Дата подписания документа 06.09.2023 11:40:53 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».