Сведения об образовательной организации
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Фортепиано" 8 лет обучения
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Фортепиано", срок обучения-8 лет.
Настоящая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» составлена на основе федеральных
государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные требования к
минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
Программа «Фортепиано» составлена с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в
области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для
художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного
развития детей;
- приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и
навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
- приобретение детьми опыта
творческой деятельности;
-
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Результаты
освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны
отражать: 1. Специальность и чтение с листа: ·
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству; ·
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать
многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; ·
знание в
соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего
произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты,
концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); ·
знание художественно-исполнительских
возможностей фортепиано; ·
знание
профессиональной терминологии; ·
наличие умений по
чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и
форм; ·
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального
произведения; ·
навыки по использованию музыкально-исполнительских
средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов; ·
наличие творческой инициативы, сформированных
представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы
над исполнительскими трудностями; ·
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического
мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха; ·
наличие
элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста. 2. Ансамбль: ·
сформированный
комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого
исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; ·
знание
ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного
дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых,
органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара)
различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию
способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе; ·
знание основных
направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений
И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной
и зарубежной музыки XX века; ·
навыки по решению
музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные
художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения. 3. Концертмейстерский класс: ·
сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося
художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления
к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе: ·
знание основного
концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных
принципов аккомпанирования солисту; ·
умение
аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные
произведения, в том числе с транспонированием; ·
умение создавать
необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста,
разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом
характера каждой партии; ·
навыки по
разучиванию с солистом его репертуара; ·
наличие
первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве
концертмейстера. ·
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур,
художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; ·
знание профессиональной терминологии; ·
умение передавать авторский
замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и
музыки; ·
навыки коллективного хорового
исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между
солистом и хоровым коллективом; ·
сформированные практические
навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых
произведений
отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; ·
наличие практических навыков
исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива. 5. Сольфеджио: ·
сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося
художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и
памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, ·
умение
сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать
музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового
анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; ·
умение
осуществлять анализ элементов музыкального языка; ·
умение
импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; 6.
Слушание музыки: ·
наличие
первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в
том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых,
оркестровых), основных жанрах; ·
способность
проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального
произведения ·
умение
проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального
произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта
или произведениями других видов искусств. 7 Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная): ·
первичные знания
о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека; ·
знание творческих
биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным
требованиям; ·
знание в
соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и
отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и
форм от эпохи барокко до современности; ·
умение исполнять
на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных
произведений; ·
навыки
теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых
особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; ·
знание основных
исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным,
театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений,
жанров; ·
знание
особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; ·
знание
профессиональной музыкальной терминологии; ·
сформированные
основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности; ·
умение в устной и письменной форме
излагать свои мысли о творчестве композиторов;
·
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения; ·
навыки по
восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к
нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. ·
знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад,
интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); ·
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала; ·
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в
контексте музыкального произведения; ·
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов
фактур).