Сведения об образовательной организации
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Духовые и ударные инструменты"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Духовые и ударные инструменты".
Срок освоения дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы «Духовые и ударные
инструменты» для детей, поступивших в МБУ ДО «Частоозерская школа искусств» в
первый класс в возрасте с шести с половиной до девяти лет, составляет 8 лет, в
возрасте с десяти до двенадцати лет составляет 5 лет.
Программа
учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- выявление
одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание
условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение
детьми знаний, умений и навыков игры на духовых (труба, саксофон, тенор, баритон, туба) и ударных инструментах,
позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми
умений и навыков сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;
- приобретение
детьми опыта творческой деятельности;
- овладение
детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- приобщение
детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового оркестра;
- подготовку
одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
Результаты освоения
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Духовые
и ударные инструменты» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
ПО.01.УП.01. Специальность: - наличие у
обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному
исполнительству; - сформированный
комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать
многообразные возможности духового инструмента для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм; - знание
репертуара для духового инструмента, включающего произведения разных стилей и
жанров в соответствии с программными требованиями; - знание
художественно-исполнительских возможностей духового инструмента; - знание
профессиональной терминологии; - умение читать
с листа несложные музыкальные произведения; - навыки по
воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения; - навыки по
использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению
анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; - наличие
творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; - наличие
музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового
слуха; - наличие
навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста. ПО.01. УП.02. Ансамбль: – сформированный
комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого
исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; – знание
ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных
инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов,
способствующее формированию способности к коллективному исполнительству; – навыки по
решению музыкально - исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения. ПО.01.
УП.03. Фортепиано: - знание
инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано; - знание в
соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных
для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; - владение
основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных
технических приемов, позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу. - знание
начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; - умение
передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического
сочетания слова и музыки; - навыки
коллективного хорового исполнительского творчества; - сформированные
практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных
ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых
произведений для детей; - наличие
практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового
коллектива. ПО.02. Теория и история музыки (далее ПО.02.). УП.01. Сольфеджио: - сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого
музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания
музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: - знание
профессиональной музыкальной терминологии; - умение
сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать
музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового
анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; - умение
импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; - навыки
владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по
слуху и т.п.). ПО.02. УП.03. Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная): - первичные
знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека; - знание
творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям; - знание в
соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и
отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и
форм от эпохи барокко до современности; - умение
исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных
музыкальных произведений; - навыки по
выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых
особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; - знание
основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного,
театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления,
жанры; - знание
особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; - знание профессиональной
музыкальной терминологии; - сформированные
основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение в
устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - умение
определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения; - навыки по
восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к
нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. ПО.02.
УП.04. Элементарная теория музыки: - знание
основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); - первичные
знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала; - умение
осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения; - наличие
первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы,
особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов,
отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).