Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Народные инструменты"

Описание образовательной программы

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Народные инструменты".

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусства «Народные инструменты»(далее- ДПОП «Народные инструменты») разработана на основании Федеральных Государственных Требований(далее –ФГТ), установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПОП в области музыкального искусства «Народные инструменты», утверждённых приказом Министерства культуры РФ от 12.03. 2012 года №162.

Срок освоения  ДПОП «Народные инструменты» для детей, поступивших в образовательное учреждение (далее- ОУ)первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения ДПОП «Народные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Данная образовательная программа содержит два учебных плана.

Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

 Программа «Народные инструменты» определяет содержание и организацию образовательного процесса Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования « Частоозерская школа искусств»(далее- МБУ ДО «ЧШИ»).

Программа «Народные инструменты» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах (баяне, аккордеоне, балалайке, домре, гуслях, гитаре) и (или) инструментах народов России, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

-приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

-приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

-приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям оркестров народных и (или) национальных инструментов;

-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте.

Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

1.Специальность:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;

- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие элементарных навыков репетиционно- концертной работы в качестве солиста.

 

2.Ансамбль:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для дуэта, так и переложений других произведений) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к творческому исполнительству на разнообразной литературе;

- знание основных направлений ансамблевой музыки - русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

3.Хоровой класс:

            - знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; Хочу такой сайт

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

 

4.Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

5.Слушание музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

 

6.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

7.Элементарная теория музыки:

- знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

 

ДПОП Народные инструменты Документ подписан электронной подписью Серийный номер 487335726471474211034024297916462361476713766835 Директор/Заведующий Ступина Юлия Сергеевна Дата подписания документа 06.09.2023 11:41:00 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».