Сведения об образовательной организации
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Народные инструменты"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Народные инструменты".
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусства «Народные инструменты»(далее- ДПОП «Народные инструменты») разработана на основании Федеральных Государственных Требований(далее –ФГТ), установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации ДПОП в области музыкального искусства «Народные инструменты», утверждённых приказом Министерства культуры РФ от 12.03. 2012 года №162.
Срок освоения ДПОП «Народные инструменты» для детей, поступивших в образовательное учреждение (далее- ОУ)первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения ДПОП «Народные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Данная образовательная программа содержит два учебных плана.
Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Программа «Народные инструменты» определяет содержание и организацию образовательного процесса Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования « Частоозерская школа искусств»(далее- МБУ ДО «ЧШИ»).
Программа «Народные
инструменты» учитывает возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся и направлена на:
-выявление одаренных
детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
-создание условий для
художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного
развития детей;
-приобретение детьми
знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах (баяне, аккордеоне, балалайке, домре,
гуслях, гитаре) и (или) инструментах народов России, позволяющих творчески
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
-приобретение детьми
умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
-приобретение детьми
опыта творческой деятельности;
-овладение детьми
духовными и культурными ценностями народов мира;
-приобщение детей к
коллективному музицированию, исполнительским традициям оркестров народных и
(или) национальных инструментов;
-подготовку одаренных
детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
-выявление одаренных детей в
области музыкального искусства в раннем детском возрасте.
Результаты
освоения программы «Народные инструменты» по учебным предметам обязательной
части должны отражать: 1.Специальность: - наличие у обучающегося интереса к
музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений
и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох,
стилей, направлений, жанров и форм; - знание в соответствии с
программными требованиями репертуара, включающего произведения разных стилей и
жанров; - знание
художественно-исполнительских возможностей инструмента; - знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа;
- навыки по воспитанию слухового
контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; - навыки по использованию
музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых
произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов; - наличие творческой инициативы,
сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и
приемах работы над исполнительскими трудностями; - наличие музыкальной памяти,
развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического,
тембрового слуха; - наличие элементарных навыков
репетиционно- концертной работы в качестве солиста. 2.Ансамбль: - сформированный
комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого
исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; - знание
ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для дуэта, так и
переложений других произведений) различных отечественных и зарубежных
композиторов, способствующее формированию способности к творческому
исполнительству на разнообразной литературе; - знание
основных направлений ансамблевой музыки - русской музыки XIX века,
отечественной и зарубежной музыки XX века; - навыки по
решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения. 3.Хоровой класс: -
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей
хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового
коллектива; - знание
профессиональной терминологии; - умение
передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического
сочетания слова и музыки; - навыки
коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; -
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том
числе хоровых произведений для детей; - наличие
практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового
коллектива. 4.Сольфеджио: - сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося
художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти,
чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе: - первичные
теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; - умение
сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать
музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового
анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; - умение
осуществлять анализ элементов музыкального языка; - умение импровизировать
на заданные музыкальные темы или ритмические построения; - навыки
владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по
слуху и т.п.). 5.Слушание музыки: - наличие
первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в
том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых,
оркестровых), основных жанрах; - способность
проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального
произведения; - умение
проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального
произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта
или произведениями других видов искусств. 6.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная): - первичные
знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека; - знание
творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям; - знание в
соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и
отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и
форм от эпохи барокко до современности; - умение
исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных
музыкальных произведений; - навыки по
выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых
особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- знание
основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств
(изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные
стилистические направления, жанры; - знание
особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; - знание
профессиональной музыкальной терминологии; -
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - умение в
устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - умение
определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения; - навыки по
восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к
нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. 7.Элементарная теория музыки: - знание
основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); - первичные
знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала; - умение осуществлять элементарный анализ нотного текста
с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие
первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы,
особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов,
отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).